Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел I. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В БОРЬБЕ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ

В ряду великих завоеваний Октября, достижений ленинской политики Коммунистической партии важное место по праву принадлежит решению национального вопроса — одного из самых сложных и драматических вопросов в истории человечества.

Сложность национального вопроса как общественного явления во многом обусловлена его объективным содержанием. На каждом этапе общественного развития национальные отношения переплетаются с разнообразными социально-классовыми, экономическими, культурно-бытовыми факторами, огромное влияние на них оказывают исторические традиции, идеологическое и психологическое наследие прошлых эпох. Немаловажное значение имеет и субъективный фактор. Являясь носителями тех или иных взглядов, настроений, национальных традиций — как рациональных, прогрессивных, так и устаревших, люди неизбежно привносят их в общественную жизнь. Отжившие свой век традиции, националистические предрассудки особенно цепко держатся там, где в прошлом отношения между нациями были омрачены национальной враждой и недоверием.

К этому надо добавить и тот очевидный факт, что буржуазные исследователи национальных отношений, насколько об этом можно судить по многочисленным выступлениям западных историков, социологов, этнографов, зачастую не свободны от предвзятых воззрений на «чужие» нации и этносы.

Существуют и требуют особого внимания трудности методологического порядка, дающие о себе знать при исследовании национальных отношений. Они заключаются в диалектической природе соотношения национального и интернационального. Рассматриваемые в философском плане как своего рода противоположности, национальное и интернациональное не противостоят друг другу как раз навсегда данные, неподвижные, а взаимопроникают, переходят одно в другое в зависимости от меняющихся исторических и социальных условий. Вот почему здесь требуется строгий историзм, умение гибко оперировать понятиями, правильно отображать противоречивость этих явлений, их диалектическое различие и единство. «...Никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще»,— писал В. И. Ленин, подчеркивая необходимость строго диалектического, конкретного подхода к национальным проблемам.

Нетрудно понять, что объективную сложность национальных проблем по-своему используют реакционные идеологи. К слову сказать, литература, посвященная этим проблемам, поистине необозрима. И редкая книга, выходящая на Западе, обходится без мистификаций национального вопроса и национализма, раздувания расового начала и непрестанных атак на пролетарский интернационализм, которые предпринимают буржуазные ученые. В условиях бурного роста средств связи между странами и континентами, громадного усиления общения между народами, процессов интернационализации апелляция к национальным ценностям представляется кое-кому явным анахронизмом. Тем не менее интерес к этой проблеме проявляется большой.

«Нация умирает. Нация мертва. Кто не слышал подобные пророчества? — пишет французский марксист Роже Мартелли по поводу одного из модных направлений буржуазной идеологии в национальном вопросе.— В великих политических и идеологических дискуссиях нашего времени видное место занимают споры вокруг все того же короткого слова «нация».

Р. Мартелли в данном случае имеет в виду лишь те прогнозы, которые исходят из уст теоретиков космополитического направления. Идейная борьба вокруг понятия «нация» развертывается и в связи с попытками абсолютизировать, мистифицировать «национальное» как форму человеческого бытия. Впрочем, раздувание национального фактора, как и его игнорирование, отрицание — лишь разные формы буржуазного национализма и шовинизма, выступающих антиподами единственно научного мировоззрения в национальном вопросе — пролетарского интернационализма.

Опыт международного развития и особенности современной борьбы идей по национальному вопросу показывают, насколько актуально в теоретическом и политическом отношении подчеркивание Лениным противоположности двух теорий наций—диалектико-материалистической и идеалистической.

[1]2
Оглавление