Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идейная борьба по национальному вопросу рельефно отражает историческое превосходство мира социализма над миром капитализма. Воинствующий национализм и шовинизм — таково последнее слово старого мира. Пролетарский интернационализм, социалистический патриотизм и гуманизм — девиз строителей нового мира.

Исторически буржуазный национализм старше интернационализма. На его стороне — сила укоренившихся реакционных традиций, вековых предрассудков, инерция человеческой психологии. Национализм и поныне нередко выступает в качестве первоначальной ступени антиимпериалистического сознания широких слоев народных масс, поскольку он заключает в себе в превратной форме их устремления к национальному освобождению. Но присущая ему концепция национального эгоизма и национальной исключительности находится в вопиющем противоречии с ходом истории. И чем дальше, тем очевиднее узость и бесперспективность этой идеологии. Неудивительно, что его реакционные приверженцы выступают в тесном союзе с расизмом и шовинизмом.

В противовес этому пролетарский интернационализм — мировоззрение жизнеутверждающее. Он выражает основные тенденции мирового развития, является испытанным средством решения национального вопроса. Он находит широкую поддержку во всем гуманном, нравственном, разумном и передовом.

Нынешний, наиболее острый, период борьбы двух мировоззрений ознаменован чуть ли не всеобщим убеждением буржуазных идеологов в том, что XX век — век национализма. Но по мере роста и укрепления мира социализма, развития солидарности революционных сил современности буржуазия начинает сомневаться в истинности своего прогноза. «Интернационализм,— пишут видные западные социологи К. Дойч и Р. Меррит,— вырос в те же десятилетия, в которые набирал силу национализм. И конечный результат состязания между двумя идеологиями еще должен определиться». Более проницательные буржуазные идеологи, подобно английскому социологу А. Смиту, как явствует из его последних трудов, уже не верят во всемогущество национализма и ратуют за его «конвергенцию» с интернационализмом».

Но борьба против интернационализма становится все более изощренной. Не желая считаться с объективными процессами истории, реакционные идеологи по-прежнему возлагают надежды на некие «сверхъестественные» особенности национализма как идеологии, сыгравшей заметную роль в общественных движениях. «Интернационализму все еще не хватает того романтического и духовного стимула, который содержится в национализме»,— утверждает американский историк Б. Шейфер.

Но так ли это? Не проявляют ли буржуазные идеологи свойственного им неприятия всего нового и передового, когда они отказываются признавать полный внутренней силы и энергии пафос борцов за интернациональное братство народов, убежденность приверженцев революционной солидарности трудящихся всех стран и континентов.

Национализм — сложное явление, порожденное антагонистической природой буржуазного общества. Было бы неверным отрицать, что в отдельные периоды рабочего движения буржуазии удается расколоть массы по национальному признаку. Однако сознание рабочей солидарности в конечном счете неизбежно берет верх.

Великая Октябрьская социалистическая революция прошла под нарастающим воздействием идей пролетарского интернационализма, она воплотила принципы интернационального братства всех людей труда, она возвела на уровень государственной политики борьбу за мир и дружбу народов, защиту их свободы и независимости.

Социализм воспитал нового человека, последовательного интернационалиста и патриота, чье сердце бьется в уни сон с сердцами всех борцов за социальное и национальное освобождение.

Оглавление