Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социалистический гуманизм со свойственным ему активным утверждением новых, передовых норм в отношениях между людьми особо проявляется в области национальных отношений. Социализм поистине облагораживает эти отношения, тогда как капитализм насаждает самые дикие, человеконенавистнические нравы, искусственно воздвигает видимые и невидимые перегородки между национальностями. Именно социализм утвердил великое чувство общности трудящихся классов и социальных групп, всех национальностей нашей страны, объединил их в новую историческую общность — советский народ.

Советский образ жизни создал новый климат в отношениях между народами. Это прежде всего атмосфера искренней дружбы и взаимного уважения трудящихся различных национальностей, органическое сочетание социалистического патриотизма и интернационализма. Это общая для всех наций гордость социалистическими завоеваниями, принадлежность к единому и нерасторжимому союзу братских республик — СССР, стремление внести свой вклад в укрепление его могущества. Это непримиримость к расовым и националистическим предрассудкам, солидарность с борцами за социальное и национальное освобождение во всем мире.

Все эти черты духовного облика стали общими для народов нашей страны. В них выражаются новые моральные ценности, имеющие общенародное значение, новый взгляд на мир — преданность делу коммунизма, верность общим революционным, боевым и трудовым традициям. Советский патриот не мыслит расцвета своей нации или народности вне расцвета всей нашей Родины, содружества стран социализма.

Бережное отношение к тому, что свято и дорого каждому народу, сочетается у советских людей с решительным неприятием того, что тянет нас назад. Мы радуемся успеху каждой из республик, но далеки от национальной кичливости, в этих успехах мы видим результат объединенного труда всего советского народа. Социалистический гуманизм означает уважение к национальным чувствам, но не допускает игры на них, их раздувания. Наш кодекс поведения включает уважение к прогрессивным национальным традициям, но не приемлет фетишизации архаичных обычаев.

Развитие личности, ее духовное богатство, как показал марксизм-ленинизм, зависят от богатства ее действительных отношений. Разрыв узконациональных рамок общения людей и становление интернациональных форм общения означают в условиях социализма качественный, шаг вперед по пути всестороннего развития человека, приобщение его к подлинно интернациональной культуре.

Попранию национальных прав и глумлению над национальными чувствами людей в эксплуататорском обществе социалистический интернационализм противопоставляет признание полного равноправия народов, уважение их национального достоинства. Быть интернационалистом и гуманистом в марксистско-ленинском понимании— значит не замыкаться в национальной скорлупе, а проявлять интерес к ценностям всех народов, строящих новое общество, к подлинным достижениям общечеловеческой цивилизации. Коммунисты — решительные противники порожденного частнособственническими отношениями этноцентризма, национального самолюбования, основанного на нелепом представлении, будто своя нация является средоточием добродетелей, а все другие— вместилищем пороков.

Советский образ жизни — это такой жизненный уклад, при котором ценность человека, его достоинство определяются вкладом в общенародное дело. Это такой строй, где перед всеми людьми независимо от классовой или национальной принадлежности открыты равные возможности дерзать, творить на благо Родине. Здесь каждый постоянно чувствует плечо друга, готовность оказать поддержку товарищу. Здесь требовательность к людям сочетается с неизменным уважением к достоинству человека труда, вниманием к нему и заботой о нем.

Оглавление