Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая система социализма охватывает страны с различными уровнями экономического и политического развития, неодинаково обеспеченными природными богатствами, ресурсами, рабочей силой, ее населяют народы, разделенные в прошлом глубокими различиями в историческом пути и культуре. Вот почему общие закономерности строительства социализма реализуются в этих странах по-разному, различными темпами, с разной степенью интенсивности.

Конечно, процесс интернационализации, не встречающий при социализме тех препятствий, на которые он наталкивается при капитализме, постепенно выравнивает уровни экономического развития, повышает зрелость социалистических отношений. Это, естественно, ведет к возрастанию значения интернационального начала, т. е. того, что выражает общие интересы и потребности развития мирового социализма как системы, что непосредственно выражает сущность социализма как нового общественного строя. Но из этого неверно делать вывод, что одновременно падает значение национального фактора.

Дело в том, что национально-специфическое заключает в себе не только элементы старого уклада и традиции, связанные с отживающими формами общественной жизни,— эти особенности постепенно отмирают, уступая место новому, социалистическому образу жизни. Однако это вовсе не означает движения к «унифицированному» социализму, как пытаются представить этот процесс буржуазные идеологи. Разнообразие форм общественной жизни — неизбежный результат свободного творчества народов. В ходе строительства социализма всестороннее развитие получают государственность, национальная культура, лучшие традиции народа. Ведь именно при социализме и благодаря социализму нация имеет возможность добиться подлинного расцвета, максимально выявить потенции, задавленные при капитализме. И один из верных путей к такому расцвету — свободный обмен ценностями с другими нациями, взаимное творческое усвоение передовых форм, присущих народам-братьям. Творческий синтез всего ценного, чем располагает социализм как мировая система, означает прогресс интернационального начала. А оно в свою очередь обогащает каждую-нацию в отдельности.

В буржуазных и оппортунистических кругах усиленно распространяются разного рода концепции, призванные очернить опыт реального социализма, дискредитировать марксизм-ленинизм как интернациональное учение. Анализ трудов современных буржуазных ученых — историков, политологов, философов и социологов — убеждает, что многие из них продолжают твердить, будто принципы интернационалистской солидарности, провозглашенные Марксом, Энгельсом и Лениным, не выдержали испытания жизнью, что национализм в конечном счете возьмет верх над интернационализмом.

Доводы, которые приводятся в подтверждение этого тезиса — столь противоречащего логике мирового развития,— самые разные, начиная от набивших оскомину примитивных рассуждений о неискоренимо «зловредной» природе человека и наций и кончая глубокомысленными утверждениями о том, что мир-де еще «не созрел» для интернационализма.

Будучи не в состоянии опровергнуть марксистско-ленинское учение, буржуазные идеологи стремятся его фальсифицировать. Потерпев крах в попытках дискредитировать социализм как таковой, они говорят о различных моделях социализма — «западном социализме», «восточном социализме», «гуманном социализме» и т. д. Словом, буржуазия и ее идеологи готовы ныне признать «любой» социализм, кроме того, который существует в действительности, она готова даже принять те или иные стороны учения Маркса, если только избавить его совсем от «немногого» — тезиса о всемирно-исторической миссии революционного пролетариата. Буржуазия не прочь поговорить даже об интернационализме, но она пуще огня боится революционной пролетарской солидарности.

Жонглирование социалистической фразеологией, к которой прибегают идеологи буржуазии, явно рассчитано на то, чтобы привлечь на свою сторону неискушенных в ложности современного мира, идейно разоружить боров за социализм.

Оглавление