Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 1. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

В чем же заключается сущность нации, национального вопроса и каковы принципы их научного изучения?

Марксизм-ленинизм исходит из того, что «национальный вопрос — явление мировое» и что он «должен быть поставлен исторически и экономически». В противовес буржуазным историко-социологическим схемам, выхолащивающим социально-экономическую сущность национальных проблем и рассматривающим национальный вопрос как вечное и неустранимое явление, порожденное присущим природе людей национализмом, научный коммунизм требует исторически конкретного подхода и к национальным отношениям, и к национализму. Национальный вопрос по своей сути и историческому происхождению — это вопрос о ликвидации национального гнета и неравноправия, т. е. тех несправедливых, уродливых отношений между нациями, которые устанавливаются на определенном этапе общественного развития, а именно в условиях крушения феодально-абсолютистского строя и образования капитализма.

Национальные отношения — составная часть общественных отношений. Вот почему закономерности развития наций можно понять, только исходя из анализа законов развития общества в целом.

Национальный вопрос порожден капитализмом. Именно он виновен в том, что одни народы становятся объектом эксплуатации и угнетения со стороны других. Освободить нации от чужеземного гнета, обеспечить условия для создания независимых национальных государств — такова суть и возможные рамки решения национального вопроса в условиях капитализма. В более широком смысле национальные проблемы — это проблемы не только ликвидации национального гнета, а и устранения всяких межнациональных антагонизмов и установления действительного равенства народов, развития между ними отношений дружбы и братского сотрудничества, основанных на полнейшем доверии наций и народностей.

Исторический опыт показывает, что при капитализме невозможно такое последовательное решение национального вопроса. Национальное угнетение является разновидностью социального угнетения и может полностью исчезнуть лишь на основе уничтожения частной собственности и эксплуатации человека человеком. Вот почему подлинное решение национального вопроса связано только с коренными социалистическими, преобразованиями.

Исходя из марксистско-ленинской методологии, можно выделить следующие этапы в истории национального вопроса.

На первом этапе — в период формирования наций, становления и развития национальных движений — национальный вопрос в основном остается внутригосударственной проблемой. Во главе национальных движений стоит буржуазия, стремящаяся к укреплению прежде всего своих экономических позиций.

На втором этапе, когда капитализм уже перерос в империализм, национальный вопрос становится одной из острейших международных проблем. К этому периоду завершается раздел мира между крупнейшими империалистическими державами. Разделение мира на угнетающие и угнетенные нации составляет существенную особенность этой эпохи. Колониальный грабеж приобретает особенно жестокий и изощренный характер. Национальный вопрос превращается в национально-колониальный вопрос. Освобождение от империалистической кабалы может быть достигнуто в ходе национально-освободительных революций, в которых наряду с национальной буржуазией все более активную роль играют широкие демократические массы трудящихся, прежде всего крестьянство и рабочий класс.

Третий этап в решении национального вопроса начинается с победой социалистической революции. Уничтожая все виды классового угнетения, пролетариат, идущий во главе трудящихся масс, кладет конец и национальному гнету. На этой основе достигается не только политическое равенство всех народов — больших и малых, но и постепенное, в условиях братской взаимопомощи народов выравнивание уровней их экономического и культурного развития.

Оглавление