Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 1. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

не проводилось, никогда там не раздавалось таких слов! Понимаете: даже слов!» — писал В. А. Карпинский В. И. Ленину.

На вопрос: чуждо ли сознательному великоросскому пролетарию чувство национальной гордости? — В. А. Карпинский отвечал категорически — «да». «Мне не чуждо,— писал Карпинский,— только одно чувство гордости: пролетарской гордости (равно как и пролетарского стыда). Я в одинаковой степени горжусь двумя сербскими с.-д., смело выступившими против войны, как и пятью великорусскими с.-д. Мне не приходило даже в голову справляться, кто эти с.-д. по национальности: велико-россы, мало-россы, бело-россы и т. д. Мне достаточно, что они пролетарии, члены моей партии, моего класса».

Вскоре В. И. Ленин направил ответ: «С интересом прочел замечания о «национальной гордости», но... согласиться не мог. Надо с разных сторон «освещать» шовинизм». 12 декабря 1914 года знаменитая ленинская статья была опубликована. В период разгула шовинистической реакции В. И. Ленин утверждал марксистское понимание национальной гордости великороссов, которое в подлинном смысле совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. В противовес официальным воплям о войне «до победного конца», царским декламациям насчет борьбы «за единокровных и единоверных братьев» вождь российского и мирового пролетариата писал о грядущей великой социалистической роли великорусского пролетариата как «главного двигателя коммунистической революции, порождаемой капитализмом».

Марксисты далеки от национального нигилизма, им вовсе не безразличны судьбы отечества, родного языка, культуры. Они гордятся революционным прошлым и настоящим своих стран, понимают, что подлинные национальные интересы неразрывно связаны с классовыми, интернациональными интересами. Желать счастья и процветания своему народу значит становиться в ряды всемирной армии борцов за социализм против любых форм социального и национального гнета — таков лейтмотив ленинской постановки вопроса. «Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии,— писал Ленин,— неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса;— особенно в такой стране, которую справедливо называют «тюрьмой народов»...».

Ленинизм срывает лицемерную маску с «защитников свободы и независимости», с тех, кто, проповедуя «величие принципа национальной самостоятельности», пытается поставить под ружье народные массы, истязает негров или обитателей колониальных стран. В. И. Ленин показывает, сколь важно для судеб революции соединение социальной и национальной энергии трудящихся разных стран, «длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства».

В. И. Ленин смотрел на многие десятилетия вперед. Он ясно понимал, что борьба против империализма потребует от трудящихся масс слияния классовой борьбы с национально-освободительной борьбой, без чего будет трудно рассчитывать на его уничтожение. Он отчетливо видел, что и процессы строительства нового общества на развалинах капиталистической системы социального и национального гнета потребуют не только гигантской классовой энергии, но и энергии наций, воспрянувших от многовекового гнета. Иначе социализма не построишь, неоднократно подчеркивал вождь трудящихся.

Ленинская программа решения национального вопроса являлась составной частью ленинской концепции интернационализма, свободной от какой-либо односторонности, опирающейся на научный анализ объективных жизненных процессов. Строго классовый подход, рассмотрение любых национальных лозунгов под углом зрения укрепления интернациональной солидарности трудящихся, развития мирового революционного процесса, строительства социализма и коммунизма — таковы были и остаются те марксистские грани постановки национального вопроса, которые отличают ленинский подход от разного рода националистических и нигилистических уклонов.

Марксисты-ленинцы, безусловно, выступали и выступают борцами против любых форм национального угнетения и неравноправия, за демократические права наций, за устранение всяких оков для развития национального языка, культуры и т. п.

Оглавление