Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 1. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

Только исключительная внимательность к интересам различных наций, учит Ленин, устраняет почву для конфликтов, опасение каких-либо интриг, создает необходимое доверие между нациями, сплачивает их в единый братский союз.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв в нашей стране дорогу к построению социализма, явилась переломным пунктом и в развитии национально-освободительного движения. Россия была клубком всех империалистических социальных и национальных противоречий. Октябрьская революция связала воедино социальное и национальное освобождение масс. Рабочий класс в процессе социалистических преобразований покончил со всякими формами национального и колониального угнетения. Нанеся сокрушительный удар по системе международного империалистического угнетения. Октябрьская революция положила тем самым начало кризису колониальной системы империализма, открыла эру освобождения угнетенных народов.

Социалистическая революция, ликвидируя классовый гнет, создает объективную основу для последовательного решения национального вопроса. Устранение всех видов национального гнета ведет к пробуждению ранее угнетенных наций и народностей. Их национальное развитие, задержанное или деформированное системой национального гнета, отныне протекает в наиболее благоприятных условиях. Все народы — большие и малые — обретают права и свободы, которых они были лишены. Но социализм означает не только пробуждение ранее угнетенных наций и народностей, не только свободное развитие всех этнических групп. Пролетарская революция ведет к всеобщему социалистическому возрождению и социалистическому преобразованию наций и народностей, знаменует качественно новую ступень их развития, бурный и всесторонний расцвет. На этой основе и создаются необходимые предпосылки для дальнейшего сближения наций и народностей, их тесного единения, отвечающего коренным интересам всех трудящихся.

Реализуя ленинское учение по национальному вопросу, наша партия вела упорную борьбу как против великодержавного шовинизма, так и местного национализма.

Первый уклон заключался в игнорировании права наций на самоопределение, в недооценке принципа равноправия наций как основы строительства многонационального Советского государства. Одним из проявлений этого уклона был рецидив национального нигилизма в вопросах государственного устройства послеоктябрьской России с его лозунгом «долой нации, долой границы». Ленин еще до Октябрьской революции дал сокрушительный отпор концепциям, согласно которым «демократическое государство победившего социализма будет существовать без границ (вроде «комплекса ощущений» без материи)» или «границы будут определяться «только» по потребностям производства». Выступая позднее на VIII съезде партии против тех, кто предлагал изъять из Программы партии пункт о праве наций на самоопределение, Ленин говорил: «Если бы мы уничтожили этот пункт или редактировали его иначе, мы бы вычеркнули национальный вопрос из программы. Это можно было бы сделать, если бы были люди без национальных особенностей. Но таких людей нет, и иначе социалистического общества мы никак не можем построить».

Не менее опасным был уклон и в сторону местного национализма, выражавшийся в сепаратистских тенденциях, направленных на отделение от пролетарского государства. Эти тенденции ни в коей мере не отвечали интересам трудящихся, они отражали интересы остатков буржуазно-помещичьих классов и объективно вели к разобщению трудящихся масс перед лицом враждебных государств. Выступая против этих тенденций, Ленин неустанно подчеркивал, что право на самоопределение вплоть до отделения нельзя смешивать с обязательным отделением. Напротив, при прочих равных условиях марксисты выступают за возможно более крупное централизованное государство, так как «мы хотим революционно-пролетарского единства, соединения, а не разделения».

Практика советского строительства выявила наиболее целесообразную форму государственного объединения народов.

I

Оглавление