Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 1. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

Возникнув как результат объективных потребностей общественного развития, нация, несомненно, остается в течение длительного времени, в том числе на определенных этапах новой, коммунистической формации, устойчивой формой общественного развития, до тех пор, пока могучий объективный процесс интернационализации общественной жизни не приведет к постепенному стиранию национальных различий и слиянию всех наций в высшем единстве.

Исходя из этой теоретической концепции, ленинизм впервые в истории разработал научную основу политической стратегии решения национального вопроса, обосновав право наций на самоопределение, вплоть до отделения от других наций и образования самостоятельных государств. С самого начала Ленину пришлось вести упорную борьбу по этому вопросу с разного рода оппортунистами, буржуазными националистами. Например, «левые коммунисты» видели в этом лозунге забвение общих задач пролетариев всех наций, в силу чего они и требовали «выбросить» национальный вопрос из программы, смести «пограничные столбы», повсеместно «взорвать» национальную общность и «заменить» ее классовой. Но какой бы радикальной ни казалась эта программа, на деле она могла лишь оттолкнуть трудящиеся массы от социализма, потому что лишала социалистическую перспективу одного из важнейших компонентов — национального освобождения, свободного определения каждой нацией своей судьбы как предпосылки прочного добровольного союза народов в будущем.

Выступая против права наций на самоопределение, оппортунисты пытались обосновать это соображениями сугубо классового и интернационалистического характера. Защита национальных требований объявлялась ими несовместимой с требованиями пролетарского интернационализма.

Но «несовместимость» объективного процесса интернационализации общественной жизни, слияния усилий пролетариев всех стран в борьбе за социальное освобождение, с одной стороны, и движений за национальное самоопределение и независимость наций — с другой, «несовместимость» классового подхода со строгим учетом национальных требований и чувств — это мнимая несовместимость, являющаяся результатом поверхностного, метафизического подхода к проблемам интернационализма. Нельзя довольствоваться констатацией противоречия между национальным и интернациональным. Противники права наций на самоопределение, противопоставляя национальное и интернациональное, не в состоянии были понять реального пути разрешения этого живого противоречия действительности. «Они воспринимали эти категории абстрактно, рассудочно, каждую саму по себе, не будучи способными в силу своего метафизического подхода усмотреть в лозунге права наций на самоопределение одно из средств, один из путей, ведущих не к раздроблению наций, а к их интернациональному объединению».

Здесь речь идет о глубоком понимании объективных, независимых, от воли людей путей развития наций, о том, чтобы строить политику партии не вразрез с этими законами, а именно на основе их трезвого учета. Право на самоопределение, учет национальных чувств народов — да! Но развитие буржуазного национализма — нет! В этом состояла ленинская постановка вопроса.

Ленин еще в дореволюционный период раскрыл соотношение интернационального и национального в пролетарском интернационализме. Необходимость обоснования марксистской позиции по этому вопросу была тем сильнее, что даже некоторые коммунисты в то время не до конца ее осознавали. Вот примечательный эпизод разработки ленинской концепции интернационализма.

Шли первые месяцы мировой империалистической войны. Находясь в эмиграции, В. И. Ленин с болью отмечал, как распространялся шовинистический угар.

В письме к редактору «Социал-демократа» В. А. Карпинскому вождь революции предложил статью о борьбе с шовинизмом. В начале декабря 1914 года на редакционный стол легла статья, заголовок которой озадачил даже такого искушенного партийного журналиста, как В. А. Карпинский,— «О национальной гордости великороссов». Не поняв поначалу всей глубины ленинского замысла, он, принимая статью по существу, одновременно выражал свои сомнения по поводу таких выражений, как «мы, великорусские с.-д.», «мы полны чувства национальной гордости». О «национальной гордости», об «отечестве» кричала тогда вся официальная пресса. «Никогда таких разделений на страницах нашего Ц. О.

Оглавление