Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 1. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

Социалистическое возрождение наций и народностей, развитие между ними всестороннего сотрудничества, борьба против остатков национализма и шовинизма ведут ко все более тесному сплочению народов в единой братской семье трудящихся.

Современный мир переживает новый этап в развитии национального вопроса, связанный с образованием и развитием мирового социалистического содружества, развитием широкого антиимпериалистического национально-освободительного движения и крушением колониального господства империализма, с резким обострением противоречий всей системы национальных отношений в развитых капиталистических странах.

Исторический подход необходим и при анализе сущности наций.

В противовес буржуазным теориям, рассматривающим нацию как нечто неизменное и навсегда данное, марксистская наука об обществе установила, что нация— это историческая общность, «неизбежный продукт

и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития».

Элементы наций возникают уже в докапиталистических формациях. Однако нация как устойчивая общность людей не могла возникнуть в период феодальной раздробленности и экономической замкнутости территорий княжеств, королевств и иных феодальных владений. Только с утверждением капиталистического способа производства разрозненные в прошлом территории соединяются в единое целое, связанное устойчивыми экономическими связями. Экономическая основа национальных движений, возникающих в эпоху победы капитализма над феодализмом, состоит, по словам Ленина, в том, что «для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке...».

Тенденция к росту национальных связей, пробуждению национальной жизни — лишь одна из сторон мирового закона капитализма в национальном вопросе. Ему присуща — и, чем дальше, тем сильнее — другая историческая тенденция — к интернационализации хозяйства, общественной жизни. В условиях капитализма это неминуемо приводит к подчинению сильными нациями слабых, насильственному ассимилированию наций и национальных групп, росту национальных конфликтов и недоверия.

Раскрыв исторический, социально-экономический фундамент возникновения наций и национальных движений, марксизм-ленинизм, естественно, уделил большое внимание и понятию «нация».

Нация — это историческая общность людей. Возникая в условиях поднимающегося капитализма, она продолжает свое развитие и на новом социальном фундаменте — на определенных этапах коммунистической формации. Ее основными признаками является общность экономической жизни и связанная с нею общность языка, территории, особенностей культуры и духовного облика.

Главное здесь, на наш взгляд, не количество тех или иных признаков, которое в конкретно-исторических условиях формирования наций (например, в условиях современной Азии и Африки) может быть несколько иным, а именно подчеркивание исторического и экономического фундамента наций. Марксизм-ленинизм утвердил именно такой подход в противовес идеалистическим, психологическим теориям типа концепции О. Бауэра, подменявшей конкретные социально-экономические закономерности развития наций абстрактными культурно-психологическими схемами, увековечивавшей национальные различия.

Историко-материалистическая концепция нации предопределяла и противоположное идеалистическим воззрениям истолкование национального вопроса и путей его решения. Ленинизм разработал методологические принципы исследования национального вопроса, значение которых особенно выявилось в условиях революционного преобразования капитализма в социализм. Нам представляются особенно важными методологические соображения, высказанные Лениным в работе «Статистика и социология».

Оглавление