Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСТРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИЗМА

подвергающиеся в условиях империализма растущему гнету — и социальному, и национальному. В числе факторов, лежащих в основе обострения национального вопроса при капитализме, участники международного теоретического симпозиума, организованного журналом «Проблемы мира и социализма», указали на следующие: углубление общего

кризиса капитализма; усугубление старых и появление новых социальных противоречий в странах капитала; вовлечение в политическую жизнь промежуточных социальных слоев, не осознающих порой объективной необходимости союза с рабочим классом или возглавляемых силами, заинтересованными в национализме и шовинизме; усиление неравномерности и диспропорциональности социально-экономического развития отдельных районов; интеграционные процессы в капиталистической экономике, которые ломают устоявшиеся национально-этнические связи, создают новые и обостряют старые национальные проблемы; рост демократических, антимонополистических устремлений трудящихся.

При всем том, что в каждом из многонациональных капиталистических государств создается своеобразная национальная ситуация, ряд признаков типичен для развития национальных отношений именно в условиях империализма.

Остановимся на усилившихся в последние годы национальных движениях в Великобритании, а точнее, в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Особенно острый: характер приняла североирландская проблема. Северная Ирландия — часть Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии.

В период английского завоевания Ирландии в XVI — начале XVII века колонизация совпала с протестантской реформацией. Католической церкви был нанесен серьезный удар, но преследования католиков придали им ореол мучеников. Католицизм стал своеобразным национальным символом, «религией побежденных». В последующий период гонения и притеснения, обрушившиеся на католиков, усилились, что обрекло их на положение париев. В наихудшем положении оказалось ирландское крестьянство. Национальный водораздел между победителями и побежденными совпал с водоразделом социальным и религиозным. Протестант, как правило, принадлежал к господствующей касте, обладал в той или иной мере колониальными привилегиями. Католик же был «простым ирландцем», бедняком.

«Католики, проживающие в Северной Ирландии — это те же негры, только не с черной, а с белой кожей» — этими словами начинает свое исследование североирландской трагедии профессор Дублинского университета Лиэма де Пеа. Разумеется, продолжает он, такое сравнение не совсем точно, оно кажется упрощением. И тут же замечает, что намного хуже другое упрощение, когда борьбу и конфликты в Северной Ирландии пытаются представить как чисто религиозные.

Северная Ирландия — пример такой национальной окраины, где население подвергается двойному и даже тройному гнету — и социальному, и национальному, и религиозному. Вместе с тем это пример того, как империалистические силы пытаются играть на сложности и запутанности национальных отношений, как они пытаются всей своей политикой увековечить межнациональные коллизии в целях укрепления собственного господства. Католики и протестанты в большинстве своем, напоминает Лиэм де Пеа, конфликтуют не по вопросам веры и теологии. Ни одна из противоборствующих сторон не испытывает жгучей потребности обратить другую в истинную веру. Никто из участников конфликта не рассчитывает ударом палки по голове избавить инакомыслящего от теологических заблуждений и сделать его более подходящим кандидатом в рай, иронизирует ирландский профессор. И заключает: проблема Северной Ирландии — это колониальная проблема, и «расовое» различие между колонизаторами и коренным населением лишь принимает религиозную форму.

Оглавление