Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСТРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИЗМА

По словам Лайтфута, обманутые и униженные негры пришли к выводу о том, что они не могут рассчитывать в борьбе за свободу на добрую волю белых, что они должны опираться на силу. С этим связаны концепция и лозунг «Власть черным!», которые приобрели, заметную популярность в массах негритянского населения.

Среди сторонников негритянского национализма исследователи выделяют три группы. Первую группу составляют переселенцы из южных штатов, берущиеся за любую черную работу и находящиеся в особенно тяжелом материальном положении. Они оторваны от белого общества и не хотят иметь отношений с ним.

Другая категория негритянского населения, проявляющая заметные националистические тенденции,— это негритянская молодежь, студенты и безработные. Отсутствие у этой группы политического опыта борьбы заметно сказывается на их действиях. Наконец, третья категория — это негритянская буржуазия. Стремление подчинить себе негритянский рынок — экономическая подоплека национализма. Отсюда попытки негритянских бизнесменов захватить большую долю в предприятиях, обслуживающих гетто.

Все эти группы, охватывающие довольно значительную часть негритянского населения, по условиям своей жизни, психологии противостоят рабочему классу и являются носителями непролетарской, буржуазной и мелкобуржуазной националистической идеологии. Касаясь существа этого национализма, К. Лайтфут указывает на его существенное отличие от получившего распространение в 20-х годах нашего века утопического лозунга «Назад в Африку!», с которым выступил М. Гарви. Неверно было бы считать также, что в современном негритянском движении господствует идеология Илайджи Мухаммеда (руководителя сепаратистской организации «Черные мусульмане»), проникнутая фанатической неприязнью к белой расе. По мнению К. Лайтфута, «негритянское движение направлено по сути своей не против белых в целом, без всякого различия, а против государственного аппарата власти — полиции, правящих кругов, а также против белой буржуазии, орудующей в гетто».

Последовательным борцом за интересы негритянских трудящихся выступает Компартия США. Она исходит из марксистского положения о том, что не может быть свободен народ, угнетающий другие народы, и рассматривает борьбу за освобождение негритянского народа как «центральную, решающую проблему, стоящую перед рабочим классом и его союзниками».

Теоретическая позиция американских коммунистов по негритянскому вопросу претерпела определенные изменения. Если в конце 20 — начале 30-х годов негритянский народ, проживавший в черном поясе, характеризовался как угнетенная нация, имеющая право на самоопределение, то впоследствии под влиянием изменений в размещении негритянского населения, его классовой структуре американские марксисты выдвинули новый подход к негритянскому вопросу. На XVII съезде Компартии США (декабрь 1959 г.) говорилось, что американские негры — это «наиболее угнетаемая и эксплуатируемая группа среди всех народов, составлявших американскую нацию». Вместе с тем резолюция, съезда подчеркивала: «Хотя негры и являются особенно угнетаемой частью населения, они в Соединенных Штатах тем не менее не составляют отдельной нации. Негры обладают характерными чертами, позволяющими считать их отличающимся в расовом отношении народом или национальностью, составной частью американской нации, которая сама представляет исторически сложившуюся национальную формацию, смесь национальностей, в той или иной степени отличающихся друг от друга».

Конечно, новый подход к негритянскому вопросу не означает изменения взгляда на существо негритянского вопроса как вопроса национального. Он остается таковым, идет ли речь о нации, народности, национальном меньшинстве или национально-религиозной группе. Но лозунг о самоопределении негритянского народа на юге, создании там негритянской республики компартией снят. Она выдвинула вместо него требование о «возможно более быстром и полном предоставлении негритянскому народу равного экономического, политического и социального положения со всеми другими американскими гражданами».

Оглавление