Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСТРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИЗМА

Структура негритянской общины в целом соответствует капиталистическому обществу в целом. Здесь и фермеры, и городские средние слои, и мелкие бизнесмены, имеется, хотя и небольшой, процент капиталистов. Однако подавляющее большинство составляет часть американского рабочего класса. Американские негры подвергаются гнету и как расовое меньшинство, и как рабочие. По мнению В. Перло, общая сумма дополнительных прибылей за счет расовой дискриминации составляет приблизительно 46 миллиардов долларов, или 27% предпринимательских прибылей в целом. Здесь коренится главный, материальный источник расизма в США, здесь ответ на вопрос, почему правящий класс, несмотря на упорную борьбу негров за свои права, на возмущение мирового общественного мнения, с таким трудом идет на уступки.

Характерный пример обострения национального вопроса капиталистического мира — положение в Южно-Африканской Республике — крупнейшем очаге расизма и колониализма на африканском континенте. Печальную известность эта страна получила благодаря апартеиду — режиму жестокого колониально-национального гнета над многомиллионным африканским и другим небелым населением страны. Уже свыше 30 лет вопрос о грубом нарушении и попрании расистским режимом ЮАР норм международного права, элементарных прав человека находится в поле зрения Организации Объединенных Наций. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН политика и практика апартеида осуждены как преступление против человечества.

Что же представляет собой режим апартеида? Если послушать официальную буржуазную пропаганду, то налицо якобы хорошо продуманный план «раздельного существования и развития различных рас». На самом же деле — это узаконение грабительского распределения земли в пользу белых, отказ африканцам в политических правах. Политика апартеида означает геноцид, обрекающий африканцев на постепенное вымирание, насильственное расчленение страны на ряд псевдонезависимых этнических районов, и попытка раскола освободительного движения.

ЮАР — это многорасовое, многонациональное общество, которое в настоящее время состоит из 23 миллионов африканцев, 4,5 миллиона выходцев из европейских стран или белых, 2,5 миллиона метисов, или цветных, и 0,8 миллиона выходцев из Азии. Расовая принадлежность предопределяет место человека в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе. Согласно законам о хоумлендах («национальных отечествах»), каждой этнической группе отведены специальные территории группового расселения (бантустаны). Примечательно, что белому меньшинству отдано примерно 87% общей площади страны, тогда как африканскому большинству—около 13%, причем самой плохой. С целью воспрепятствовать «смешению» рас южноафриканские фашисты провели специальный закон об аморальности смешанных браков. Африканцам практически запрещено передвижение по стране. Сложная система расового законодательства регламентирует их повседневную жизнь. В стране свирепствует политический террор.

Загнанные в перенаселенные резервации, лишенные средств к жизни, африканцы, чтобы прокормиться, вынуждены отправляться на поиски временной работы в зоны поселения белых. Тем самым класс белых капиталистов обеспечивается невиданно дешевой рабочей силой. Это и есть изощренная система внеэкономического принуждения, которая обеспечивает постоянный приток нищенски оплачиваемых рабочих на золотые, урановые и алмазные рудники, угольные шахты и т. д. Как отмечается в программе Южно-Африканской коммунистической партии, «на одном полюсе — в «белой» Южной Африке — налицо все черты капиталистического государства, достигшего высшей стадий империализма... На другом полюсе — «небелой» Южной Африке — налицо все характерные черты колонии. Коренное население страдает от жесточайшего национального угнетения, бедности, эксплуатации; оно лишено демократических прав... «Небелая» Южная Африка — колония «белой» Южной Африки. Именно это сочетание худших черт как империализма, так и колониализма в пределах одних национальных границ определяет особую природу режима, существующего в Южной Африке».

Оглавление