Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСТРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИЗМА

В последние десятилетия происходят серьезные изменения в территориальном размещении негритянского населения и его социальном составе. Если до второй мировой войны большинство негров жило на юге и в сельской местности, то ныне положение радикально изменилось. Миграция негритянского населения шла из сельской местности в город, а из южных районов — на север и запад. В 1971 году более 86% самодеятельного негритянского населения принадлежали к рабочему классу, 3,4% были заняты в сельском хозяйстве, в том числе лишь 0,7% были фермерами, остальные — сельскохозяйственными рабочими.

Передвижение значительных масс негритянского населения в наиболее развитые промышленные районы США и его пролетаризация делают негритянский народ чрезвычайно важным фактором политической жизни США. Следует учесть, что положение чернокожего населения становится все более тяжелым по мере внедрения в производство достижений науки и техники. Высокоавтоматизированные предприятия нуждаются в технических специалистах и в квалифицированной рабочей силе. У негров же чаще всего нет средств, а зачастую и права (в силу позиции, занятой «белыми» профсоюзами) на приобретение квалификации.

За последние 10—15 лет в положении негров в США произошли определенные перемены. После долгого сопротивления правящих кругов им пришлось пойти на принятие законодательства о гражданских правах. Теперь даже в традиционно расистских заповедниках американского юга нет табличек «только для белых». Негритянское население в большей мере пользуется избирательными правами, возросло их представительство в. муниципалитетах. Однако расизм как идеология продолжает оставаться атрибутом американского образа жизни; нет серьезных изменений и в социально-экономическом положении: расово-национальных меньшинств. По данным министерства труда, за апрель 1980 года в целом по стране лишены рабочего места 7% лиц наемного труда, а среди негров — 12,6%. Особенно тяжело положение молодежи. Согласно оценке организации «Национальная городская лига», каждый третий молодой негр — безработный. Как видно из опубликованного этой организацией «Положения черной Америки в 1980 году», в 1978 году средний доход семей афроамериканцев составлял 59% от дохода белой семьи, тогда как в 1968 году он составлял 61%. За 70-е годы число негритянских семей, существующих на доходы, не обеспечивающие прожиточного минимума, увеличилось на 19%.

Территориальные перемещения среди негритянского населения, а также изменение в его классовом составе повлекли за собой изменения в психологии и поведении большинства негров. Сблизившись по образу жизни с другими группами городского населения США, негры проявляют растущее стремление к интеграции в американском обществе. Этому содействует также и то обстоятельство, что негритянское население уже не сосредоточено, как это было раньше, преимущественно в пределах черного пояса в южных штатах. Интеграционистское течение составляет основной поток негритянского движения. В то же время нельзя не видеть и сепаратистского течения, которое питают система сегрегации и дискриминации, фактически сохраняющаяся повсеместно, а также репрессии, обрушивающиеся на негритянское население со стороны полиции и расистских организаций. Усиление националистических настроений, принимающих подчас крайние формы,— характерная черта нынешнего этапа борьбы негритянских масс. Один из крупных знатоков негритянской проблемы, Клод Лайтфут, специально анализирует источники негритянского национализма.

Загнанные в гетто негритянские массы настойчиво добивались ликвидации расовых барьеров. Но когда они добились устранения этих барьеров во многих городах, белые стали переселяться в пригороды. В результате гетто не только не были ликвидированы, но, напротив, даже расширили свои рамки. Отсюда — горечь и недовольство, обращенное против белого населения. «Постепенно,— пишет К. Лайтфут,— многие негры поняли, что и в других сферах интеграция — скорее абстрактное понятие; сама по себе она не решает проблем, стоящих перед ними. Даже живя рядом с белыми, общаясь с ними в школе и во всех сферах общественной жизни, негр остается гражданином «второго сорта», который совсем или частично лишен права голоса при решении вопросов, имеющих для него жизненно важное значение».

Оглавление