Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСТРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИЗМА

Какими бы лозунгами ни прикрывались экстремистски настроенные националисты, объективно они действуют в интересах тех, кто пытается помешать демократизации, кто тоскует по «сильному правительству», под которым разумеется новый вариант диктатуры».

Как видим, в современный период национальный вопрос заметно обострился во многих капиталистических странах. Серьезного внимания в этом отношении по-прежнему заслуживают США — цитадель мирового капитализма. Здесь социальное угнетение проявляется в отвратительных формах расово-национального гнета. Причины этого уходят в глубь американской истории и связаны с особыми условиями формирования американского капитализма и североамериканской нации. Провозгласив более 200 лет назад равенство всех граждан страны, правящий класс молодой республики не только не обеспечил его в жизни, но, наоборот, исключил из сферы его применения чернокожих рабов и индейцев. «Двойная мерка», присущая буржуазному праву, уже тогда свидетельствовала о расхождении между провозглашаемыми правами и действительностью.

Стремительно развивающийся капитализм способствовал интенсивному взаимодействию, социальной и культурной ассимиляции, а также физическому смешению огромного числа переселенцев из Старого Света. Коренное население и иммигранты, прибывавшие в США (иммиграция в последние десятилетия существенно сократилась), составили в совокупности причудливую мозаику рас, этнических и религиозных групп, языков и культур.

За некоторыми исключениями в США в нынешний период трудно найти районы, преимущественно заселенные определенной расово-национальной группой. К началу 1971 года население США, насчитывавшее около 203 миллионов человек, состояло из 177,6 миллиона белых, 22,8 миллиона негров и около 2,5 миллиона представителей других рас. В стране насчитывалось 31 миллион выходцев из Англии, Шотландии, Уэльса, более 16 миллионов ирландцев, более 25,5 миллиона выходцев из Германии, более 8,7 миллиона итальянцев, около 5 миллионов выходцев из Польши, более 5 миллионов выходцев из Франции, около 9: миллионов выходцев из испаноязычных стран, преимущественно латиноамериканцев, более 2 миллионов выходцев из России. К 1975 году численность негритянского населения достигла 28 миллионов человек, т. е. составила одну восьмую часть населения США. Общая же численность представителей национальных и расовых меньшинств составила 48 миллионов человек, т. е. более одной пятой населения страны.

Процесс консолидации американской нации, начавшийся в XVIII веке, не завершился до сих пор, в частности не «интегрированы» негры и другие «цветные», чему препятствует расовая дискриминация. Расизм и шовинизм стали спутниками самого агрессивного и самого ненасытного капитализма.

«На протяжении истории американский капитализм зависел от расистской идеологии и практики, создававших ему богатство — читаем мы в программе Компартии США.— Расизм использовался для обоснования кровавого геноцида индейцев, коренных обитателей этой страны. С помощью расизма обосновывалось такое варварское, но прибыльное капиталистическое предприятие, как торговля людьми, система рабовладения, которая превратила чернокожих мужчин, женщин и детей в движимую собственность. После отмены рабства расизм оказался достаточно гибок, приспосабливая свои доктрины к практике. Он предоставил в распоряжение капитализма систему сегрегации и дискриминации, новый вариант той же самой лженаучной теории превосходства белых».

Огромная армия пропагандистов американского «образа жизни» утверждает, будто расовая дискриминация — это уже вчерашний день, ссылаясь при этом на немалое число реформ, улучшающих положение негритянского и иного небелого населения. Спору нет, освободительное движение негров и других наиболее угнетенных расовых групп позволило вырвать у правящего класса США ряд серьезных уступок.

Но, во-первых, юридическая сторона дела в США очень часто находится в вопиющем противоречии с фактическим положением вещей — и это прежде всего и более всего относится именно к практике расовых взаимоотношений. Во-вторых, чернокожим и другим небелым американцам необходимы не отдельные, пусть даже важные, уступки, а ликвидация всей системы, обрекающей их на фактическое бесправие.

Оглавление