Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел II. БУРЖУАЗНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА ИМПЕРИАЛИЗМА Глава 5. ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Это просто удобные демаркационные линии этнических, лингвистических и культурных общностей». Развивая эту мысль, один из ведущих американских экономистов, Ч. Киндлбергер, утверждает: «У международной корпорации нет страны, к которой она питала бы больше лояльности, чем к какой-либо другой. Хотя с точки зрения управления и собственности все глобальные корпорации либо американские, либо английские, голландские, германские, французские, швейцарские, итальянские, канадские, шведские, японские (большинство, конечно, американских), по своим воззрениям они становятся компаниями, не имеющими государственной принадлежности».

Р. Барнет и Р. Мюллер приводят в книге «Глобальный охват: власть многонациональных корпораций» систему аргументов воротил международных монополий, направленных на подрыв национальных государств, как «безнадежно устаревших» способов организации жизни человечества.

1. Национальное государство мешает целостному видению мира как единой экономической организации. Идея национального государства несовместима с современным техническим прогрессом. Многонациональным корпорациям предстоит осуществить старую капиталистическую мечту о едином великом рынке. Это космополитическое видение будет прямым вызовом традиционному национализму.

2.   Решающая проблема нашего времени — концептуальный конфликт между стремлением к глобальной оптимизации ресурсов и независимостью национальных государств.

3.   Интеграция мировой экономики невозможна без радикального преобразования устаревших национальных государств.

4.   В мире, который вопит о глобальной интеграции и управлении, правительства придерживаются иррационального курса в политике: они по-прежнему привязаны к определенной территории и пытаются отстоять ее, оперируя при этом такими неэкономическими понятиями, как национальная гордость и престиж.

5.   Глобальные корпорации — это единственная сила, способная покончить с национализмом. В то время как политики своими лозунгами патриотических войн, защиты устаревших границ и безмозглой национальной гордостью довели мир чуть ли не до уничтожения, бизнесмены готовы спасти его.

6.   Международные корпорации намерены осуществить свои цели под знаменем антинационализма.

7.   В мире, созданном по проектам международных корпораций, уже не будет ни социальных, ни политических конфликтов, так как все они будут сведены к проблемам управления и разрешены технологическими средствами.

Нетрудно понять, что перед нами не просто еще одна космополитическая концепция, а целая «философия» завоевания мира международными корпорациями. Она выдвигает проект новой «революции управляющих», которая сметет государства, национальные границы, идеологии, расчистив путь для большого бизнеса. Все очень просто: уничтожив национальные государства и выбросив самую идею патриотизма, покончишь с войнами (ведь раньше воевали из-за территории, а теперь она вся принадлежит всемогущим магнатам капитала). Организовав рациональное управление, искоренишь причины классовых и иных конфликтов.

Оглавление