Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Брежнева «Целина»: «Всякая национальная культура, замкнутая в себе, неизбежно проигрывает, теряет черты общечеловечности... Социализм давно доказал: чем интенсивнее рост каждой из национальных республик, тем явственнее проявляется процесс интернационализации». Классовый подход заключается не в забвении национальных задач, которое ведет к национальному нигилизму, а в рассмотрении этих задач сквозь призму общих интернациональных интересов трудящихся.

Ныне связи между народами и прежде всего народами социалистических стран стали столь многообразными и интенсивными, что особенно пагубными представляются попытки замкнуться в национальную скорлупу, отгородиться от других народов. В культурах народов все больше появляются и развиваются интернациональные черты, что еще более роднит культуры социалистических наций. Однако это родство выражается не в стандартизации культур, а в углублении социалистического содержания, отбрасывании устаревших форм и использовании богатых средств и традиций, ставших общим достоянием народов, но «акклиматиризующихся» на национальной почве.

Поэтому было бы неверно считать, что вклад каждой нации в сокровищницу мировой цивилизации определяется только ее спецификой. Культура каждого народа СССР впитывает, усваивает лучшее из того, что создано другими национальными культурами в нашей стране. Обогащаясь этим интернациональным достоянием, каждый народ не только делает крупный шаг вперед в своем духовном развитии, но и значительно активнее и плодотворнее участвует в создании передовой интернациональной культуры. Все это оказывает огромное влияние на облик социалистических наций, в котором все большую роль играет не то, что отличает, а то, что сближает одну нацию с другими.

Сближение социалистических наций проявляется прежде всего в развитии единого интернационального содержания культур народов СССР. В социалистическом содержании культур отражается то новое, завоеванное социализмом, что стало достоянием каждого народа, нашим общенародным достоянием: марксистско-ленинские идеалы и проникнутая заботой о социальном прогрессе политика КПСС, социалистический образ жизни и советский человек — строитель коммунизма, а из этого вытекает интернациональная общность духовной жизни социалистических наций.

Интернационализм стал у советских деятелей культуры неотъемлемой чертой художественного освоения действительности. «Образы, представления, формы художественного мышления,— пишет академик А. Т. Егоров,— не отделяют один народ от другого, ибо они выражают социалистическое содержание искусства, новый строй мыслей и чувств, порожденных отношениями социалистического интернационализма, которые проникли во все поры их бытия и национального сознания»!

Подлинный художник отражает советскую действительность не вообще в художественных формах, а в национально-самобытных художественных формах. Они также не окостеневают, а в условиях социализма проникаются новыми интернациональными моментами, освобождаясь от всего отсталого. Ведущее значение содержания по отношению к форме проявляется в том, что последняя, выражая и интернациональные и национально-специфические стороны действительности, постоянно обогащается и развивается. Она вбирает в себя «апробированные» на опыте других народов, интернациональные элементы, синтезируя их с национально-самобытными. Благодаря этому творческому процессу сама национальная специфика произведений искусства не обедняется, а все более обогащается. В этом источник духовного богатства, многообразия национальных красок и форм поэтических образов и ассоциаций.

Итак, диалектика содержания и формы в социалистической культуре означает их единство, взаимодействие. В ходе их взаимодействия происходит процесс неуклонного увеличения роли, значения социалистического в

национальном. Социалистическое содержание организуется и выражается различными национальными формами и вместе с тем способствует их интернационализации, свободному распространению и усвоению ценных элементов национальных форм. Поэтому, определяя советское искусство как социалистическое по содержанию, национальное по форме, нельзя забывать, что и в самих формах происходят существенные изменения.

Оглавление