Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Я полагаю, что в будущем люди сохранят чувство принадлежности к обществу достаточно маленькому, чтобы можно было опознать в них индивидуальных существ; их различные языки, на которых они говорят, будут указывать на их особенность».

Оставляя в стороне проблему всеобщего языка — проблему сложную и требующую специального рассмотрения, отметим здесь явственный протест против капиталистического пресса стандартизации, безжалостно перемалывающей национальные особенности. В то же время налицо стремление любой ценой увековечить свою самобытность и даже партикуляризм — реакция на присущее монополистическому капитализму движение к «анонимной одинаковости».

Отражая сложные и противоречивые процессы, характеризующие интернационализацию как общемировую тенденцию общественного развития, буржуазные идеологи ратуют либо за возвращение к прежней национальной замкнутости, либо, напротив, космополитически объявляют всякое национальное государство историческим анахронизмом, предлагая создание разного рода наднациональных систем. Таким образом, в то время как представители первого направления как бы стремятся остановить объективные процессы развития производительных сил, все более выходящие за национальные рамки, сторонники второго воззрения тешат себя иллюзиями, будто возможно устранить присущие капитализму, империализму глубокие принципиальные водоразделы и препятствия, стоящие на пути осуществления проектов образования мирового буржуазного государства.

Общество, преодолевшее национальные антагонизмы, но сохранившее богатство национальной жизни, многообразие национальных красок, обеспечившее их бурное развитие в высшем синтезе — интернациональном единстве, реально существует при социализме. Вот признание английского историка А. Тойнби. В письме к советскому академику Н. И. Конраду он писал: «Ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что она является моделью мира в целом; и соединением этих культурных и языковых разновидностей и экономическим, социальным и политическим единством на федеральной основе вы продемонстрировали в Советском Союзе, как это могло бы быть в мире в целом и как будет, я надеюсь, осуществлено в будущем».

В современную эпоху на всех континентах выросли и укрепились силы, отстаивающие идеалы разума, демократии и прогресса. В огромной мере выросло и укрепилось, углубилось международное сотрудничество. Ныне идеи мира и гуманизма шествуют без виз, обмен подлинными культурными ценностями между народами стал повелительным требованием времени. Как бы ни препятствовали идеологи империализма поступательному культурному прогрессу всего человечества, он становится одной из мощных сил в борьбе за социальное и национальное освобождение.

 

Оглавление