Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

 

Среди глубочайших идей, высказанных Марксом и Энгельсом, все возрастающее значение приобретает положение о всемирности исторического процесса. К. Маркс отмечал, что «всемирная история существовала не всегда; история как всемирная история — результат». Развитие производительных сил приводит к тому, что «национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни». В результате, отмечают авторы «Манифеста Коммунистической партии», «на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга». Таким образом, «всемирность» как характерная черта общественного развития становится реальностью при капитализме. Но вслед за утверждением капитализма всемирность становится предпосылкой движения к коммунизму. Не учитывая всемирности исторического процесса, нельзя понять и особенностей, развития той или иной страны. Потому что мировое по отношению к национальному — это уже не внешний фон, а органическая сторона его развития, равно как и национальное неотъемлемая часть всемирного. «Всемирное,— пишет Г. Водолазов,— есть результат и процесс взаимодействия многих наций, причем, что крайне важно подчеркнуть, взаимодействия наций, стоящих на разных уровнях социально-исторического развития, взаимодействия национальных революционных потоков, бегущих не в одной плоскости, иногда пересекающихся и сливающихся, а иногда и сталкивающихся между собой».

Это в особенности характерно для нынешнего периода общественного развития, когда на международной арене усиливается взаимодействие и противоборство двух мировых систем — социализма и капитализма, когда различные потоки антиимпериалистической борьбы сливаются воедино в мировой революционный процесс, знаменующий собой движение человечества к высшей стадии общественного бытия.

По мере того как на столбовую дорогу исторического прогресса выходят новые и новые народы, рвущие со старым укладом жизни, становится очевидным огромное разнообразие мира. Вместе с тем не подлежит сомнению, что развитие народов, находящихся на различных уровнях хозяйственного и общественного прогресса и часто имеющих различную ориентацию, ведет к усилению их взаимозависимости. В наше время в полной мере действует всемирно-историческая тенденция к интернационализации общественной жизни. Страны и народы различных континентов оказываются все более связанными между собой не только экономическими и политическими, но и культурными отношениями. Изучение мировой культуры в ее единстве и вместе с тем ее противоположностях, обусловленных классовой поляризацией современного мира, диалектики национального и интернационального в сфере культуры — важная сторона обществознания.

Уже длительное время идет спор между историческим материализмом и различными направлениями философского релятивизма по вопросу об историческом единстве человечества и его культуры. Суть спора заключается в отношении к факту множественности культур. Если философский релятивизм исходит из концепций несопоставимости культур и видит лишь их неповторимость, то исторический материализм, ни в коей мере не отрицая самобытность культур народов, видит в то же время их общность.

Исторический синтез того, что в прошлом неточно называли западной и восточной цивилизацией, является непреложным фактом нового времени. Сама жизнь доказала универсальный характер законов общественного развития, раскрыла повторяемость истории народов всего мира. В свете научного, интернационалистского подхода мы, естественно, должны полностью отмежеваться как от расистского пренебрежения культурой Востока, так и от вульгарного антизападничества, характерного для современного левоэкстремистского мышления маоистского толка.

Традиционное противопоставление Запада и Востока основывалось на абсолютизации исторических особенностей социального пути и духовной культуры тех или иных народов.

Оглавление