Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Все это красноречиво свидетельствует о том, насколько, лживы утверждения идеологов антикоммунизма о захирении национальных культур, насколько убога и несостоятельна сама попытка этих идеологов противопоставить развитие социалистических наций их сближению, доказать несовместимость этих процессов. Так, профессор Нью-Йоркского университета Майкл Рыбкин, разглагольствуя о неком возрождении мусульманского духа в республиках советского Востока, утверждает, что прогресс, достигнутый этими республиками, «усиливает национализм, вместо того чтобы подавлять его». В ответ на курс «национальная по форме, социалистическая по содержанию культура», пишет Рывкин, национализм отвечает альтернативой «националистическая по содержанию, социалистическая по форме».

Отметим прежде всего, что буржуазные социологи умышленно ставят знак равенства между ростом национальной гордости, действительно являющейся следствием экономического и культурного прогресса народов при социализме, и усилением национализма. Хорошо известно, однако, что национальная гордость при социализме проникнута новым, социалистическим содержанием и развивается на базе укрепления интернациональной общесоветской гордости. Именно этим и определяется идейная направленность советской культуры, идет ли речь о республиках Средней Азии или Закавказья, Белоруссии или Прибалтики. Что касается националистических предрассудков, то они, хотя и остаются в сознании части людей, давно уже утратили былое значение в жизни народов. Ленинская национальная политика ведет ко все большему утверждению интернационалистских начал во всех сферах жизни советского общества, невиданному подъему республик.

«Всякая нация может и должна учиться у других»,— писал К. Маркс. Эти слова с особой силой характеризуют взаимоотношения социалистических наций, которые с готовностью раскрывают перед народами-братьями все лучшее, чем они располагают, и охотно усваивают опыт других народов. Курс на расцвет и сближение наций направлен на творческое усвоение лучших достижений всех народов СССР с целью взаимного обогащения культур и ускорения общего прогресса.

Взаимное обогащение культур социалистических наций на основе их расцвета — это качественно новая ступень их сотрудничества. В период построения социализма этот культурный обмен зачастую был в значительной мере односторонним: нация, добившаяся высокого уровня экономического и культурного развития, оказывала помощь народам, менее развитым в этом отношении. Теперь же все наций достигли высокого уровня экономического и культурного развития, и стало возможным всестороннее взаимное обогащение культур наций.

Проблема сближения наций включает ряд важных теоретических вопросов, таких, например, как понимание национальных традиций, соотношение национально-особенного и интернационального. Исследуя духовную жизнь нации, некоторые авторы акцентировали внимание на тех традициях, обычаях, которые отличают культуру одной нации от другой. Иной раз в поисках самобытности отдельные авторы, копаясь в далеком прошлом, поднимали на щит традиции и обычаи сомнительной ценности и превозносили их только потому, что их нет у других наций. При этом предавалось забвению общее, что роднит все народы, упускалось из виду главное — интернациональные традиции, рожденные борьбой за социализм и коммунизм, самоотверженным трудом на благо Отчизны. Между тем подход к национальным традициям должен быть классовым. Нужно отличать то, что выражает сущность данной культуры, ее подлинный национальный колорит, от наносного или рудиментарного, перешедшего от старых поколений. Если в прошлом в условиях насаждаемой помещиками и капиталистами розни между нациями, в традициях народов было много такого, что противопоставляло их друг другу, то теперь все сильнее развиваются традиции, сближающие нации, способствующие их дружбе и братству.

Партия осудила чуждое нашему духу любование прошлым, обратила внимание на ошибочное понимание некоторыми работниками культуры характера национальных традиций, переоценку национального своеобразия и недооценку интернациональной солидарности, духовного единства всех народов СССР. Строительство социализма, коммунизма со всей силой выявило важную особенность интернационализма на деле: ему чужд узконациональный подход к общественным проблемам, искусственное замыкание в национальном, в то же время он одинаково не приемлет и отрыва от национальной почвы как единственно реальной. Эта мысль вновь со всей силой подчеркнута в книге Л. И.

Оглавление