Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Сегодня советские люди, независимо от национальности, с любовью называют имена Шолохова и Корнейчука, Гамзатова и Межелайтиса, Хачатуряна и Кара Караева. Их произведения стали неотъемлемой частью нашей советской многонациональной культуры.

«Социализм и национальное возрождение, социализм и духовное здоровье неразделимы,— справедливо пишет Георгий Ломидзе.— Социализм дает верное направление национальной культуре, закрепляет ее исторически наиболее прогрессивные стороны, включает в действие глубинные силы. Социализм сохраняет и развивает все подлинно великое, формируя в культуре те черты, которые делают ее национальной и общечеловеческой одновременно, приобщает национальные культуры к самым высоким идеям и духовным завоеваниям нашего века». Социализм утверждает единственно правильный взгляд на национальное. Ценность «национального» определяется в глазах марксистов-ленинцев не мифической «исключительностью», являющейся якобы результатом божественного провидения. Национальное, являясь продуктом материальной и духовной деятельности народа на протяжении ряда эпох, заключает в себе сочетание общечеловеческого и специфического. При этом национальный опыт — и тем более в современную эпоху широких связей между народами,— с одной, стороны, составляет часть интернационального опыта человечества, а с другой — воплощает в себе те ценности, которые накоплены данным народом во взаимодействии с другими народами. Правильно оценить национальное можно лишь с классовых позиций, под углом зрения интересов всеобщей борьбы за общественный прогресс.

Интернациональное с точки зрения марксизма-ленинизма выступает не как безжизненная абстракция, лишенная реального содержания, а как «сгусток» конкретно-исторического опыта народов, синтез того общего, что рождается в их борьбе за общие идеалы.

Марксисты-ленинцы — противники национальной узости и замкнутости, которые, как свидетельствует исторический опыт, ведут к оскудению духовной жизни, ее однообразию и творческому застою.

Проявляя заботу о сохранении исторических памятников каждого народа, бережно относясь к вековым ценностям его культуры, социалистическое государство вместе с тем создает условия для взаимного обогащения культур, их обновления и расцвета в процессе творческого взаимодействия. Сам расцвет культуры нации мы понимаем не как раскрытие изначально заложенных в ней свойств, а как развитие всех прогрессивных сторон культурной жизни, включая развитие подлинно национальных традиций, преодоление устаревших форм и обогащение культуры за счет творческого усвоения лучших ценностей, созданных другими народами. При таком понимании национальное у нас неотделимо от понятия «советское». А это значит, что национальное уже не противостоит интернациональному, напротив, оно обогащается им. Интернациональное, становясь достоянием каждой нации, дает новое прогрессивное направление и развитию лучших национальных культурных особенностей.

Советская многонациональная культура — это не просто арифметическая сумма отдельных культур, а творческий синтез всего лучшего, созданного народами. Речь идет о глубоком творческом взаимовлиянии и взаимном обогащении культур, развивающихся на общей социальной основе, характеризующихся единством идейно-теоретических принципов. Именно такое весьма плодотворное взаимодействие характеризует этап развитого социализма, который переживает наша страна.

Оттого что подлинные национальные ценности народов нашей страны становятся общесоветскими, дорогими

для всех народов, они вовсе не утрачивают своих корней и своей самобытности.

Процесс расцвета культур следует понимать во всей его многосторонности. Это не просто раскрытие присущей каждой нации собственной духовной энергии, а развитие прогрессивных сторон ее культуры, включая укрепление ценных национальных особенностей, преодоление устаревших черт и обогащение культуры за счет творческого усвоения лучших черт других наций.

Оглавление