Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Наоборот, национальная замкнутость и ограниченность, как показывает исторический опыт развития культуры некоторых стран, ведет к оскудению духовной жизни, захирению творческой мысли, ее однообразию и застою. Все лучшее, чем гордится прогрессивное человечество, возникло не только на национальной почве, но и путем творческой переработки общечеловеческих достижений.

Таким образом, взаимовлияние и взаимосвязь национальных культур — необходимое условие развития мировой культуры. Чем более интенсивным становится культурный обмен между народами, тем богаче и разностороннее становится общечеловеческая культура. Если при капитализме этот процесс является внутренне противоречивым, то при социализме, когда антагонизм наций сменяется их социально-политическим и идейным единством, развивается подлинно прогрессивный тип взаимообогащения национальных культур.

Что такое национальная культура? Это органическая часть всемирной культуры, и только при таком подходе можно понять ее сущность. Вместе с тем очевидно, что каждая национальная культура отражает общечеловеческую сущность в соответствии с уровнем и особенностями развития народа. И помимо общечеловеческого в ней немало индивидуально-особенного. Будучи вовлечена в общий процесс мировых связей, национальная культура именно в этом процессе и проявляет свою конкретную сущность. В нашей литературе дается, в частности, следующее определение: «Национальную культуру можно определить как процесс раскрытия человеческих сущностных сил в конкретном народе в течение всей его истории. Национальная культура есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических, эстетических и прочих ценностей, созданных этим народом непосредственно, равно как и ценностей, полученных им в процессе взаимодействия с другими народами и активно используемых в своем прогрессе (в том числе и этническом) во всех сферах общественной жизни».

Для правильного понимания сущности «национального» важно иметь в виду, что в это понятие входит не только то, что отличает одну нацию от другой, но также и то, что свойственно всему человечеству, но индивидуально, своеобразно проявляется в каждой из них.

Проблема взаимодействия национальных культур находится в фокусе идейной борьбы.

Среди различных тем, обсуждавшихся на состоявшемся в 1970 году в г. Варне (Болгария) VII Всемирном конгрессе социологов, немало споров вызвал доклад одного из западных социологов, посвященный проблеме многоязычия. Автор делал попытку доказать, будто многоязычие в современном обществе неизбежно ведет к социальным конфликтам.

Утверждение о том, что культурные и языковые различия между людьми были и остаются чуть ли не непреодолимыми барьерами к взаимопониманию людей, не ново. На этом основании многие буржуазные социологи приходят к выводу, что упоминавшийся выше «этноцентризм» (чувство этнического, или национального, превосходства) — естественная и не поддающаяся лечению болезнь современной эры. Заметим, что причины этой «болезни», как правило, усматриваются в психологии людей, а не в социальной структуре, порождающей антагонизм народов и рас.

Поскольку речь идет об обществе, где существуют национальные и языковые привилегии, где национальные интересы народов противостоят друг другу, примеров конфликтов между ними более чем достаточно. С языковыми и национальными конфликтами мы нередко сталкиваемся в ряде развивающихся стран как с печальным наследием колониализма. Но нет никаких оснований считать — и это убедительно показали социологи-марксисты,— что конфликты с железной необходимостью вытекают из самого факта множественности культур или языков. Развитие наций и их культур в современном мире убедительно показывает, что все зависит от экономических и социально-политических отношений, господствующих в обществе.

Социализм полностью разграничивает понятия «национальное» и «националистическое». Первое сохраняется и развивается при социализме: речь идет о языке, культуре, лучших традициях народа.

Оглавление