Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Поступательное движение к коммунизму, отбрасывая консервативное, укрепляет и обогащает все ценное, прогрессивное и общезначимое в этих культурах, идет ли речь о содержании или форме.

Таким образом, одной из главных закономерностей развития культур народов СССР является укрепление их социалистического содержания при одновременном развитии присущей им национальной формы. Это значит, что расцвет художественных особенностей, стилей, самобытных форм творчества всех наций сочетается с процессом усиления внутреннего родства этих культур. Расширяется кругозор наций, диапазон присущих им средств художественного видения мира, появляется немало общих черт в эстетическом сознании людей.

Примечательной чертой взаимодействия национальных культур при социализме является то, что все народы — большие и малые — участвуют на равноправных началах в создании мировой культуры.

Развитие социалистической культуры — это двуединый процесс прогресса составляющих ее национальных культур, с одной стороны, и усиления их единства посредством взаимообогащения, взаимного обмена — другой. Естественно, что в ходе взаимодействия культур наряду с развитием лучших национальных традиций появляются и развиваются интернациональные черты, что еще более роднит культуры социалистических наций. Это родство, кстати сказать, вызывает неистовые атаки идеологов антикоммунизма, которые приписывают нам линию на стандартизацию культур, их унификацию.

На самом же деле сближение культур при социализме означает углубление их социалистического содержания, отмирание устаревших форм и широкое использование форм и средств, являющихся общим достоянием народов. Культура каждого народа, впитывая ценности других народов, творчески усваивает их, и это служит гарантией дальнейшего расцвета национальных культур. Социализм, таким образом, обеспечивает бурный рост национальных культур, их многообразное богатство и в то же время равноправное участие в создании передозой интернациональной культуры. Социализм устраняет барьеры между нациями, он дает им возможность приобщиться к мировым ценностям, пользуясь доступными для них национальными средствами и формами. В то же время он способствует бурному развитию средств интернациональных коммуникаций.

В последние годы во многих капиталистических странах прогрессивными силами проявляется тревога по поводу будущего национальных ценностей: капиталистическая стандартизация культуры, капиталистический тип интеграции подавляют национальные языки, культуру, традиции народов; под прикрытием рассуждений о плюрализме как атрибуте западной цивилизации насаждается конформизм и единообразие. С другой стороны, даже многие буржуазные идеологи не скрывают своих опасений по поводу разрушительных последствий национализма, служащего источником межнациональных конфликтов. Кризис буржуазных воззрений по национальному вопросу отражает их органическую неспособность найти в рамках своей методологии пути сочетания национального и интернационального.

Примечательно, что часть буржуазных идеологов, уповающих на национальный фактор, проявляет тревогу по поводу неизбежной культурной и языковой унификации, грозящей, по их словам, человечеству, идущему по пути интернационализации. Так, английский ученый Фил Уильямс, касаясь проблемы всеобщего языка, пишет: «С технической точки зрения как будто бы нет барьеров для осуществления идеала всеобщего языка; эксперты, работающие над проблемой (в Соединенных Штатах), предсказывают, что в течение 20 лет можно будет создать систему, обеспечивающую с помощью электронно-вычислительной машины (компьютера) одновременный перевод. Г-н Уильяме, подняв телефонную трубку в Кардиффе и говоря на английском или валлийском языке, будет явно услышан в Пекине на чистом китайском языке.

Однако вслед за техническим решением этой задачи возникнет более серьезная проблема: как только появится возможность установить связь с любым человеком на земле, мы встанем перед проблемой принадлежать к сообществу, насчитывающему миллиарды человек, сохраняя, однако, свою специфику как индивидуума. Меня лично,— продолжает Уильяме,— приводит в ужас сама мысль о том, что миллиарды людей будут говорить на одном языке, носить одежду, сшитую по одной и той же моде, соблюдать одни и те же обычаи, так как будут сведены коммерческим прессом к анонимной одинаковости.

Оглавление