Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Будучи обусловлено в той или иной мере разрывом между буржуазным Западом и отсталым, феодально-крепостническим Востоком, это противопоставление, однако, приняло характер извечной несовместимости двух, якобы в корне различных цивилизаций. В связи с этим буржуазная концепция европоцентризма, сыгравшая немалую роль в колониальной экспансии Запада, доказывала, будто путь социально-культурного развития народов Западной Европы и Северной Америки является-де не только универсальным, но и единственно разумным, тогда как все остальные пути, по которым развивались народы Европы, Америки и других континентов, представляют собой историческую и культурную аномалию. Иными словами, Запад объявлялся средоточием всех общечеловеческих достоинств, тогда как Восток провозглашался вместилищем разного рода пороков.

Противопоставление континентов, цивилизаций пустило глубокие корни в буржуазной науке, что и порождает националистическую узость и шовинистическую спесь. Так, автор выпущенной в Лондоне книги «Не один, а два мира. Раса и цивилизация» Дж. Янг исходит из существования двух противоположных типов сознания — «западного» и «восточного». «Поскольку,— пишет он,— незападные народы не обладают нашей структурой ума и вследствие этого не имеют ни наших устремлений, ни наших целевых установок, их предполагаемая интеграция с нами... логически невозможна». Буржуазный ученый считает народы Востока в силу присущих им расовых особенностей неспособными к восприятию и развитию современной цивилизации. И этот типично расистский тезис «обосновывается» в условиях невиданного прогресса народов СССР, а затем народов Азии, Африки, вставших на путь самостоятельного развития и борьбы с наследием колониализма!

Ход мирового развития начисто опровергает не только европоцентристские и западноцентристские концепции, но и разного рода азиацентристские и востокоцентристские воззрения, авторы которых, используя географические или демографические факторы, проповедуют «расизм наизнанку». Исторические пути народов бывших колониальных и зависимых стран к национальному возрождению не в националистической замкнутости и изоляции от сил мирового прогресса, а в сплочении независимо от расовой и национальной принадлежности и географического положения в общей борьбе против империализма.

Разумеется, в реальной жизни невозможно разграничить «Восток» и «Запад», поскольку их судьбы неразрывно переплетены самим ходом исторического прогресса. Взаимопроникновение культур народов Запада и Востока издавна составляет один из важнейших факторов прогресса человеческой цивилизации.

Изучение многообразных связей и контактов стран Запада и Востока, как они складывались на протяжении длительного исторического развития, представляет собой важную задачу современного обществознания. Это тем более важно, что европоцентризм и востокоцентризм глубоко проникли в сознание многих ученых.

Еще в 30-х годах в зарубежной литературе широкое хождение имели суждения (речь идет о древней истории) о том, что все развитие мысли и опыта проходило независимо друг от друга и что народы Востока и Запада лишь в самой незначительной степени взаимодействовали друг с другом. Мир был еще слишком велик: народы по большей части жили в его изолированных углах и имели между собой мало контактов, говорилось в опубликованном в Англии исследовании, посвященном взаимодействию Запада и Востока. Впрочем, речь идет не только об эпохе античности, а об укоренившейся традиции буржуазного обществознания, литературы, искусства постоянно подчеркивать «пропасть» между Западом и Востоком. Ставшие афоризмом слова трубадура британских колонизаторов Редиарда Киплинга — «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут» — можно было бы предпослать в качестве эпиграфа множеству буржуазных сочинений на эту тему.

Новейшие исследования ученых не только подорвали эту застарелую и вредную традицию, но и позволили открыть простор для подлинно марксистских воззрений.

В докапиталистическую эпоху речь еще не могла идти о межнациональном взаимодействии, сама проблема взаимодействия культур различных народов проявляла себя тогда в форме «западно-восточного синтеза».

Оглавление