Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Нельзя не согласиться с таким большим знатоком марксистско-ленинской теории нации, как С. Т. Калтахчян, который считает, что для успешной борьбы против вульгарно-социологических трактовок нации необходим историко-экономический (и добавим от себя: социально-психологический) анализ всех факторов, обусловливающих консолидацию и развитие нации. «В то время как националист видит только национальное независимо от классового, а вульгарный социолог рассматривает классовое как отрицание национального, марксист-ленинец раскрывает фальшь в аргументации как первых, так и вторых.. Только диалектико-материалистический анализ способен показать, почему, с одной стороны, нельзя национальную общность антагонистических классов выдавать за их единство, а с другой стороны, показать, почему нация, будучи расколотой на антагонистические классы, не только не перестает существовать, но, наоборот, является устойчивой общностью людей»,— пишет ученый.

Практика строительства нового общества на громадных пространствах земного шара и становление подлинно братских и гуманных отношений между народами полностью опровергли буржуазные измышления о неискоренимой расовой розни и ненависти между народами, о духовном превосходстве тех или иных наций. Прогресс, до-достигнутый народами всех континентов в развитии цивилизации, убедительно показал, что не природные особенности людей, а социальные условия жизни определяют их общественную судьбу. Ныне только явные реакционеры прибегают при объяснении истории, культуры народов к таким понятиям, как «раса», «национальный дух» и т. п.

Однако распространению и утверждению подлинно научных воззрений на национальные отношения мешает тот покров мистики и идеализма, которым до сих пор в буржуазном мире окружен ряд проблем, встречающихся при исследовании этой области общественной жизни. К ним относится проблема духовного облика нации, национального характера, являющаяся важным компонентом теоретических построений многих социологов Запада. В буржуазной литературе и поныне широко распространены всевозможные измышления о духовном облике народов, несущие на себе подчас груз старых расистских представлений.

По вопросу о том, что такое национальный характер и какова его структура, среди буржуазных социологов существует множество мнений. Наиболее распространенные буржуазные концепции национального характера следующие: а) теории о неком национальном духе, которому часто придается мистический смысл детерминанта судьбы народа; б) стремление отыскать преобладающий национальный тип или несколько типов в данном обществе; в) попытки выделить некий образец поведения представителей данной культуры, якобы формирующийся на основе подавления изначальных влечений человеческой психики; г) концепции, делающие упор на систему установок, ценностей, верований, общих для членов данного общества, и ищущие проявление национальных черт в продуктах культуры — литературе, искусстве и философии; д) поиски неких регулярных форм поведения, традиций и обрядов, способов воспитания, отражающих специфику духовного облика нации. В последнее время все настойчивее выдвигается плюралистическая концепция национального характера, согласно которой каждая из современных наций имеет не одну, а несколько психологических моделей.

Очевидно, что большинство перечисленных концепций несут на себе груз старых воззрений.

Вопреки распространенному в буржуазной литературе мнению, будто марксисты рассматривают народ как безликий конгломерат, марксизм-ленинизм видит в трудящихся массах живых людей, которые всегда являются носителями определенных взглядов, идей, традиций, чувств, настроений. Отсюда понимание того, что ни одно, значительное явление культуры не станет ясным, если не проанализировать специфически национальные формы проявления творческой активности народа.

Раскрытие общих и особенных черт в духовной жизни народов, включая изучение национально-психологических моментов, представляет огромный интерес с точки зрения укрепления связей между народами, их взаимопонимания, дружбы и сотрудничества. Оно наносит удар по разного рода расистским и шовинистическим теориям.

Оглавление