Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Советский академик Ю. В. Бромлей на основе проведенных этнографических исследований отмечает: «Есть достаточные основания считать, что относительно устойчивые особенности психики присущи этническим общностям не только первобытнообщинной и социалистической (коммунистической), но и рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций». Вместе с тем, когда речь идет о национальном характере, то под ним подразумеваются не единые для всех членов данной общности черты характера, которые совершенно не встречаются у других национальных общностей. Уникальность национального характера состоит не в наличии абсолютно неповторимых черт, а, главным образом, в своеобразном сочетании, комбинации общечеловеческих черт. Тем самым лишается почвы распространенная в буржуазно-националистической литературе тенденция противопоставлять народы по их духовному облику, равно как и всякие проповеди национальной исключительности, приверженцы которых прибегают к гипертрофии национальных особенностей, раздуванию различий между нациями.

Говоря о национальном характере, мы отнюдь не отождествляем его с характером индивидуума, когда имеется в виду совокупность стержневых свойств человека, определяющих его как личность. Черты характера, присущие представителям данной нации, вовсе не образуют какого-то цельного и единого характера. Национальное не затушевывает отличительных классовых и индивидуальных, профессиональных и иных признаков. Правильнее сказать, что все эти черты получают у представителей данной нации своеобразное национальное выражение.

Содержание понятия «национальный характер» отражает наличие привычных форм поведения, эмоционально-психологического реагирования на окружающие предметы, определенные ценностные ориентации и вкусы. Разумеется, национальный характер народа как конкретное выражение всеобщего воплощается и реализуется в индивидуально-психологических особенностях личностей, составляющих данную нацию. Но это вовсе не значит, что столь сложное социальное явление может быть сведено к простой сумме индивидуальных характеров.

С другой стороны, невозможно найти в каждом представителе данной нации одинаковое воплощение черт национальной психологии. Национальный психологический тип или типы характеризуют нацию в целом и вовсе не обязательно свойственны каждому ее представителю.

Национальный характер — продукт взаимодействия многих факторов в их социальном развитии, в том числе и тех, которые обладают относительной исторической стабильностью (сложившееся разделение труда в данных социо-географических условиях, определенные культурные традиции, некоторые институты семейно-бытовых отношений). Мы исходим из того, что особенности национального характера при всей своей важности и значительности не затрагивают, однако, основ психики людей, гносеологического аспекта восприятия внешнего мира, основных форм логического мышления, одаренности и т. д.

Но какие же из психологических черт следует считать национальными, а какие — местными, локальными и т.п. Ответ на этот вопрос составляет существенный элемент историко-материалистического подхода к проблеме. О национальном характере мы судим не по случайным впечатлениям и поверхностным наблюдениям, а по запечатленному в объективных формах жизни народа своеобразию исторических, культурных признаков, которые достаточно рельефны, чтобы характеризовать нацию в целом.

Характерна та осторожность, с которой подходил к этой проблеме В. И. Ленин. В ответ на заявление на III конгрессе Коммунистического Интернационала итальянского социалиста Лаццари: «Мы знаем психологию итальянского народа» — Ленин заметил: «Я лично не решился бы этого утверждать о русском народе...»

Всякий раз, когда мы говорим о психологических качествах народа, мы соотносим их с его историей и рассматриваем национальные черты как продукт длительного социально-исторического развития. Вне общественно-исторической среды не может быть и речи о национальном характере и его исследовании. Из этого вытекает, что проблема национального характера — не биопсихологическая, а историческая, социологическая и социально-психологическая.

Оглавление