Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

И наконец, следующие красноречивые в устах именно Сорокина признания: большая устойчивость семей СССР по сравнению с западными странами и разительный упадок преступности, моральный подъем русского и других народов Советского Союза. Положительно оценивая миролюбивый внешнеполитический курс СССР, автор приходит к знаменательному выводу: «Едва ли можно сомневаться в том, что Советский Союз, по-прежнему ведомый русским народом, может с уверенностью смотреть в будущее».

Эти признания буржуазного ученого, сделанные незадолго до его кончины, представляют немалую ценность как свидетельство глубокого кризиса антисоветизма.

Опыт развития народов СССР и других социалистических стран показал, что ликвидация антагонистических классов и утверждение среди всех народов страны социалистической идеологии и психологии не влечет за собой стирания всяких национальных особенностей. Напротив, именно при социализме, когда пышно расцветает единая социалистическая по содержанию, разнообразная по формам культура народов СССР, развиваются и находят яркое выражение лучшие черты национального характера. Национальная замкнутость и отчужденность уходят в прошлое, народы как бы раскрывают друг перед другом свои лучшие качества. На смену национальной заносчивости и ограниченности, нередко свойственным значительной части населения при капитализме, приходит глубокое уважение народов к обычаям и традициям других народов, готовность поделиться лучшим из своей культуры и воспринять лучшее из культуры братских народов.

Общие исторические судьбы еще в прошлом способствовали сближению ряда народов нашей страны. Это можно сказать, например, о русских и украинцах. Но царизм, отмечал В. И. Ленин, все сделал для взаимоотчуждения этих народов, «столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории».

Социализм кладет конец национальной розни и сплачивает народы в одну братскую семью, строящую коммунизм. Народы нашей страны, приняв единый социально-политический облик, становятся все более близкими и по характеру. Этому способствуют совместный труд на благо Отчизны, постоянно развивающееся и укрепляющееся братское сотрудничество социалистических наций и народностей, обмен культурными ценностями, крепнущая дружба народов. Речь идет не о нивелировке национальных особенностей — особенности, вызванные географическими условиями, международным разделением труда, будут сохраняться еще длительное время,— а о взаимном усвоении нациями лучших черт культуры каждой нации.

«Говоря о новой исторической общности людей,— отмечал Л. И. Брежнев,— мы вовсе не имеем в виду, что у нас уже исчезают национальные различия или, тем более, произошло слияние наций. Все нации и народности, населяющие Советский Союз, сохраняют свои особенности, черты национального характера, язык, свои лучшие традиции».

Рождение и укрепление у нас новой исторической общности — советского народа — способствует и утверждению в духовном облике трудящихся новых, подлинно общенародных качеств: советский патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, новаторство в труде и непримиримость ко всему, что тянет нас назад. Это и есть советский характер. В какой же взаимосвязи он находится с национальным характером? Ответ на этот вопрос предполагает прежде всего уяснение единства национального и интернационального при социализме.

Все новое, социалистическое, взращенное в нашей жизни по социальной сущности своей одновременно национально и интернационально. «Могут сказать, что это противоречиво,— пишет академик А. Г. Егоров.— Не спорим, противоречиво. Но здесь диалектическое противоречие самой действительности — то общее, что роднит и объединяет все народы Советского Союза, интернационально и в то же время национально, ибо все социалистическое, общее для всех наций и народностей нашей страны так прочно вошло во все сферы их бытия, сознания и культуры, что нельзя противопоставлять одно другому».

Оглавление