Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Черты национального характера могут быть изучены прежде всего по их объективным проявлениям в достижениях и ценностях подлинно национального масштаба: в искусстве народа, его фольклоре, в разнообразных сферах его творчества, традициях, обычаях, нравах, привычках. Мы восхищаемся творениями Глинки и Шопена, Репина и Сарьяна, Гоголя и Рабле, Бернса и Петефи не только потому, что в них гениально выражены общечеловеческие мысли и чувства, но и потому, что эти художники сделали это в подлинно национальных формах, донося до нас дыхание национальной жизни. Впрочем, немногие из ученых берутся за скрупулезное изучение духовной культуры нации, предпочитая ему интуитивные и поверхностные умозаключения. Вместо реальных знаний о национальных особенностях психологии мы нередко некритически пользуемся разного рода стереотипами, т. е. шаблонными характеристиками духовного облика народов, которые укоренились в сознании многих людей как весьма стойкий предрассудок. Нет необходимости подробно перечислять эти стереотипы, которые зачастую оскорбительны для национального достоинства. Отметим только, что уже один факт их широкого распространения делает актуальным вопрос о действительных, а не мнимых национальных особенностях психологии.

Но прежде чем получить ответ на этот вопрос, следует определить методологические требования и условия, при которых только и возможно его действительно научное исследование. Во-первых, это соотношение национального с общечеловеческим. Можно ли рассматривать национальный характер как совокупность исключительных свойств, присущих лишь данной нации? Во-вторых, это соотношение национального с социально-классовым. Поскольку нации в капиталистическом обществе социально неоднородны и охватывают различные классы и социальные группы людей, которым нередко свойственны противоположные устремления и воззрения, то в какой степени и в каком смысле можно говорить об общенациональных психологических особенностях? В-третьих, это вопрос о структуре национального характера.

Попытаемся ответить на каждый из этих вопросов.

Касаясь диалектической природы национального и интернационального, мы уже отмечали, что они не противостоят друг другу, а взаимопроникают, переходят одно в другое. Так, единая интернациональная культура советского народа, которая служит всем трудящимся, выражает их общие идеалы, вбирает в себя все общезначимое в достижениях и самобытных традициях национальных культур.

Знакомясь с буржуазными концепциями по данному вопросу, мы убеждаемся, что разрыв национального и интернационального, национально-особенного и общечеловеческого является исходной позицией при характеристике духовной жизни народов.

В период формирования наций условия их существования заметно отличались друг от друга. Это породило представление о противоположности или резкой несхожести характеров народов. Так, О. Бауэр писал: «Различные нации имеют различные представления о вещах, различные критерии: различные понятия о справедливом и несправедливом, различные воззрения на нравственное и безнравственное, различные представления о приличном и неприличном, о красивом и некрасивом, различные религии и науки». Для теоретика австромарксизма подобные различия вытекали из представления об уникальности судьбы каждой нации, которая-де и оставляла неизгладимый «осадок» в их жизни. Бауэр не видел повторяемости в истории каждого народа, которая вытекала из действия общесоциологических законов и которая сближала народы в существенном и в главном, оставляя простор для разной этнической окраски духовной деятельности каждого народа, его культуры. В противовес этим ненаучным теориям марксизм — принципиальный противник абсолютизации тех или иных психологических признаков. «...Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия,— одним словом, их сознание»,— писали Маркс и Энгельс. Национальный характер не составляет здесь исключения. Своеобразие условий жизни народа, его социально-классового уклада, хозяйственной деятельности, образа жизни, культуры и верований, исторических судеб народа — все это оставляет отпечаток на психике его представителей, который и выражается в культуре его поведения, вкусах, привычках, нравах, некоторых особенностях склада ума и восприятия окружающего мира.

Оглавление