Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

В условиях растущей интернационализации общественной жизни происходит дальнейшее сближение народов. Несмотря на противоречивый характер этого процесса при капитализме, даже здесь он ведет к тому, что удельный вес общих черт в их духовном облике заметно возрастает. У наций, которые живут в условиях одной и той же общественно-экономической формации, трудно будет обнаружить такие характерологические свойства, которые были бы совершенно чужды другой нации.

Таким образом, задача ученого, как нам представляется, не акцентировать односторонне психологические различия, а раскрывать разнообразные формы проявления общечеловеческого. На данном этапе общественного развития интернациональное, общее находит своеобразное проявление именно в национально-особенном. Поэтому в каждом национальном, которое нередко изображается как уникальное, на деле заключена частица общего. Единство закономерностей общественного развития определяет общечеловеческое содержание национальной психологии любого народа.

Марксистский подход к духовному облику нации в буржуазном обществе противостоит националистическим концепциям, затушевывающим антагонизм классов, проповедующим иллюзию о единых помыслах и стремлениях, едином мировоззрении представителей данной нации. На этом основании иногда отрицают правомерность признания национального характера, поскольку тем самым мы якобы вступаем в противоречие с исходной предпосылкой марксистского учения. Но подобный упрек можно было бы сделать вульгарному социологизму, а не подлинной научной теории, учитывающей реальную силу множества социальных, идеологических и психологических факторов и отнюдь не сводящей всех их к абстрактно понятому классовому фактору.

Известно, что основоположники марксизма нередко ссылались на национальные особенности, национальный характер народов, нисколько не впадая в абсолютизацию этих черт. Употребляя понятия «национальный характер», «национальная психология», которые широко вошли в литературу, несмотря на условность этих терминов, автор имеет в виду именно национальные особенности характера, психологии народов.

В общественной жизни мы, безусловно, сталкиваемся с психологией классов, слоев, социальных групп. Национальная психология, однако, не является их суммой. В то же время национальное в существе своем неправильно представлять как нечто надклассовое, лишенное определенного социального содержания. Трудность и сложность исследования национально-психологического своеобразия народа состоит как раз в таком понимании соотношения социально-классового и национального, которое исключало бы как противопоставление их, так и растворение первого во втором.

То обстоятельство, что даже в классовом обществе определенные черты характеризуют нацию в целом, а не только отдельные классы, вовсе не значит, что представители борющихся классов безразличны к этим чертам. Каждый из общественных классов стремится утвердить и увековечить те черты, которые отвечают его устремлениям. В определенный период реакционным классам удается навязать черты своей классовой психологии и обществу в целом, пока прогрессивные классы не освободятся от влияния чуждых им черт и не начнут борьбы за распространение своей психологии, своих ценностей в масштабе общества.

Говоря о сложности и противоречивости черт национальной психологии, следует иметь в виду, что в них помимо подлинно народных традиций и особенностей имеются и пережитки, и дурные привычки, и отсталые нравы, наносные элементы, навязанные реакционными классами. Если буржуазные авторы нередко поднимают на щит именно эти черты, выдавая их за исконные национальные особенности, то прогрессивные идеологи видят в национальной психологии прежде всего те качества, которыми гордится народ.

Неустанно борясь с филистерством, которое, по выражению Энгельса, царило на троне так же часто, как и в хижине сапожника, он писал: «Лишь с тех пор, как в Германии образовался современный пролетариат, лишь с тех пор в его лице развился класс, почти совершенно не зараженный этой немецкой наследственной болезнью, проявивший широту взглядов, энергию, юмор и упорство в борьбе. Как же нам не бороться против всякой попытки снова искусственно привить этому здоровому — и в Германии единственному здоровому — классу старый наследственный яд филистерской ограниченности и филистерской

Оглавление