Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ НАРОДОВ. КРИТИКА БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

дряблости?»

Чтобы разобраться в национальных особенностях народов, необходимо конкретно представлять духовный облик народа в целом, влияющие на него социально-экономические факторы. Необходимо учитывать различный характер воздействия, оказываемого на него различными классами. Буржуазия, являющаяся господствующим классом в современном капиталистическом обществе, в различные исторические эпохи по-разному влияла на национальную культуру. В период антифеодальных революций и восходящего капитализма она выдвигала новые революционные идеи, новые ценности. Ее участие в политической борьбе в тот период способствовало формированию прогрессивных черт духовного облика народа. Но когда буржуазия утратила свою революционность, стала оплотом реакции, она отказалась от тех передовых идей, взглядов и традиций, которые ранее сама отстаивала. Буржуазная идеология и психология все более и более отравляют сознание людей ядом частнособственнических, эгоистических взглядов и привычек. В зависимости от конкретных исторических и социальных условий этот реакционный «дух» буржуазии может наложить более или менее заметный отпечаток на характер различных общественных слоев нации, и лишь выступление на исторической арене главной революционной силы нации — пролетариата способствует сохранению и развитию прогрессивных традиций, укреплению лучших качеств, исторически складывающихся в каждом народе. Рабочий класс, трудящиеся слои нации в ходе истории освобождаются от тех консервативных черт и привычек, которые образуют наследие прошлого и мешают им идти вперед. Вместе с тем они выступают законными наследниками и продолжателями лучших традиций нации.

Классовый подход — верный ориентир при анализе подлинно национальных черт народа на данном этапе его развития и того наносного, чуждого, что привнесено в духовную жизнь нации реакционными классами. Очевидно, что единство национального характера — это противоречивое единство. В. И. Ленин не случайно писал о двух нациях в каждой буржуазной нации, о двух культурах в каждой национальной культуре.

Социально-классовая принадлежность индивида оказывает большее воздействие на его поведение, систему ценностных ориентации, чем национальная принадлежность. Так, психология буржуа и психология рабочего противоположны по своей социальной направленности, по своей сущности. И если речь тем не менее идет об общенациональных признаках, то это в основном общность по форме, а не по содержанию духовной деятельности. В. И. Ленин, разоблачая накануне первой мировой войны реакционную сущность лозунга национальной культуры, который в тот период отражал интересы помещиков и капиталистов, имел в виду буржуазное содержание «единой культуры», а не ее национальную форму, без которой культурная общность как необходимый компонент нации стала бы чистой фикцией.

Учет национальных особенностей психологии не означает ни малейшего ослабления внимания к социально-классовым мотивам. Но без этого было бы трудно нарисовать реальную картину взаимодействия общественных сил со свойственными им нравами, эмоциями, настроениями и чертами характера, отражающими своеобразие исторических судеб народа, в этом смысле избежать схематизма в социологических исследованиях.

Идеи господствующего класса являются господствующими в обществе. В общих чертах это можно сказать и о психологии господствующего класса. Но здесь есть существенное отличие. Национальные особенности характера в своем реальном содержании отражают условия материальной жизни народа в рамках длительного периода формирования и развития нации и запечатлевают в себе лишь наиболее устойчивое в этой истории. Поскольку речь идет об идеологии и социальной психологии, то следует проследить прежде всего, в какой мере идеи и нравы того или иного класса завладели обществом в целом.

Итак, национальный характер в своем существе социально обусловлен. Но он вовсе не представляет собой те общие черты, которые извлечены из суммы классовых психологии, причем извлечены таким образом, что собственно классовое начало остается, а поверх его витает уже «чисто» национальное. Национальный характер складывается в ходе реальной исторической практики. Находясь между собой в единстве, национальная и социальная психология вместе с тем и не тождественны друг с другом.

Оглавление