Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГЛОБАЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗМ

1. Отказ от национального суверенитета как изжившего себя в атомный век. Ликвидация границ между системами национальными и интернациональными, требование их «конвергенции».

2.          Отказ от идеологий и замена их «функциональным» подходом к человеческим проблемам.

3.          Признание главенствующей роли США.

Нетрудно понять, что проекты «мирового сообщества», как их представляют себе политические теоретики США, по существу, являются лишь завуалированным призывом к американскому руководству миром. Несмотря на нередкие рекламные заявления о том, что «обстановка в мире не требует реализации плана «паке американа» и нынешний век вовсе не является веком всемогущества Америки, буржуазные политологи по-прежнему пророчат ей роль дирижера в проектируемом международном оркестре.

Американские политические теоретики фактически подводят базу под требование, чтобы США возглавили борьбу за объединение всего мира на капиталистической основе. Как видим, американский глобализм проникнут антикоммунизмом.

Следующая отличительная черта американского глобализма — плохо скрытый шовинизм, выступающий в космополитическом одеянии. Безудержное восхваление США как раз в период, когда престиж этой твердыни капитализма катастрофически падает, можно расценить как тщетную попытку отвлечь мировое общественное мнение от очевидных пороков ведущей империалистической державы. Что касается открыто пропагандируемого пренебрежения к национальному суверенитету, то его объективная направленность против тех из западноевропейских партнеров, которые не хотят идти в фарватере проамериканской политики, против молодых национальных государств Азии, Африки и Латинской Америки несомненна.

Наконец, еще одной отличительной чертой американского глобализма является тщетное стремление с помощью силы остановить движение народов всего мира к. социальному и национальному прогрессу, к мирному сотрудничеству и разрядке международной напряженности. Это попытка, не считаясь с законами истории, навязать миру свои представления о грядущем миропорядке.

Если оценивать современное состояние идеи «мирового сообщества», то следует отметить, что идеологам империализма явно не удалось склонить народы — даже в развитых капиталистических странах — к этой идее. Что касается социалистических и развивающихся стран, то здесь с самого начала трудящиеся массы, широкие слои общественности увидели стремление этих идеологов под прикрытием миротворческой фразеологии навязать американские порядки всему миру. Немаловажно и то, что в самих США, как это особенно проявилось в период войны во Вьетнаме, идея мировой гегемонии натолкнулась на все возрастающее сопротивление широких масс, особенно молодежи. Новое поколение, как подчеркивает американский профессор К. Брюстер, уже не считает, что Америка должна пытаться «навязывать свою политическую и экономическую систему другим государствам. И не потому только, что ее ресурсы ограниченны. Гораздо в большей степени это означает отказ от претензий, выраженных еще в «Манифесте судьбы» и заключающихся в стремлении распространить «американский образ жизни» на остальной мир».

Правящие круги США столкнулись с серьезными трудностями в своей пропагандистской деятельности. С одной стороны, они сознают бесплодность прежних концепций «века Америки». С другой — они не в состоянии отказаться от идеи «американского мира», составляющего квинтэссенцию идеологии империализма уже многие десятилетия. Как же они пытаются разрешить это противоречие? К. Брюстер пишет следующее:

«Мир и Процветание» — традиционные слова политических обещаний. Однако бесспорные материальные преимущества и даже интересы физического выживания сами по себе еще недостаточны для поднятия национального духа. Нация, как и отдельная личность, должна верить в свою миссию...».

Мессианство и ныне пронизывает политическое мышление идеологов США.

Оглавление