Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГЛОБАЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗМ

Патриотизму же — речь идет о народном, пролетарском, социалистическом патриотизме — суждено играть и впредь большую роль в общечеловеческом прогрессе, пока существуют нации и государства.

Буржуазные идеологи преднамеренно отождествляют патриотизм и национализм. Так, по словам Б. Шейфера, в английском языке одно и то же понятие выражается в терминах «национальный патриотизм», «национальное сознание», «национализм». Национализм, считает один из ведущих американских специалистов, Карлтон Хейс,— это «чувство, при котором патриотизм соединяется с национальностью, или, иначе, вера в то, что индивидуум должен быть лояльным к своей нации, ее земле, ее ценностям, ее государству». Короче говоря, патриотизм и национализм якобы тождественны в том, что они во всем преследуют национальные интересы. «Подпав под воздействие националистических взглядов,— пишет Б. Шейфер,— умственные рефлексы людей направляются на прием только националистических импульсов и исключают все остальные волны, которые им представляются не имеющими отношения к национальным интересам». Порвать с патриотизмом — значит возвыситься до общечеловеческих интересов. Таков ход мысли буржуазных проповедников новых международных общностей.

Но они упускают из виду, что патриотизм в отличие от национализма совсем не предполагает гипертрофированно-болезненное ощущение первенства своей нации. Сама по себе привязанность к родной земле, ее народу, языку, культуре, чувство родины — это естественное чувство. И если буржуазный строй нередко доводит его до националистического самолюбования, то в этом сказывается стремление буржуазии эксплуатировать национальные чувства. Такая эволюция национального самосознания неизбежна в условиях антагонистического строя, поскольку у тех общественных слоев, которые не занимают пролетарские позиции, в сложных условиях может возобладать навязанное им эксплуататорскими классами буржуазное понимание патриотизма, стремление к единению «всех и вся», принадлежащих к данной нации. Патриотизм, пишут советские ученые П. Рогачев и М. Свердлин, если он «превращается в объект спекуляций контрреволюционеров, уводит людей в сторону от истины, в болото иллюзий и призраков, делает тех, кто не искушен в политике, орудием самых гнусных акций реакционеров»

Если говорить о патриотизме тружеников, то он не только не замыкается в национальной скорлупе, а, наоборот, проявляет растущее стремление к объединению всех людей труда. Не случайно, К. Маркс, говоря о рабочих, подчеркивал, что «человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство».

Таким образом, антитезой национализма является не космополитизм, который отвергает нацию, патриотизм и классовое самосознание, а интернационализм, пролетарская солидарность, с позиций которого только и можно возвыситься до понимания общечеловеческих интересов в их неразрывной связи с интересами национальными.

Разумеется, буржуазные ученые правы, показывая узость национализма. «Ни физика, ни чума, ни истина, ни красота не признают национальных границ. Все великие научные открытия в электронике, ядерной энергии, медицине явились результатом деятельности ученых многих национальностей...» — читаем мы в книге «Облики национализма». Но их попытка представить космополитизм, национальный нигилизм подходящей альтернативой терпит крах. В условиях существования наций и реальности национальных интересов космополитическая идея не может иметь сколь-нибудь значительную притягательность.

Итак, идеологические течения в национальном вопросе в развитых странах капитализма довольно разношерстны. Мы выделяем здесь следующие группы воззрений: а) реакционно-националистические и космополитические воззрения, выражающие интересы господствующих кругов буржуазии — монополистов; б) буржуазно-патриотические взгляды, неустойчивые по своей природе, но в отдельные периоды накладывающие свой отпечаток на события; в) патриотизм трудящихся масс, проникнутый демократическими, антиимпериалистическими устремлениями.

Что касается первой группы воззрений, идет ли речь о шовинизме или национальном нигилизме, то против них рабочее и демократическое движение направляет острие своей критики.

Оглавление