Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГЛОБАЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗМ

Это плюс атомная бомба сделали границы и флаги 140 национальных государств устаревшими».

Угроза ядерного уничтожения, причину которой буржуазные ученые ошибочно усматривают в сохранении системы национальных государств, используется для обоснования необходимости воспитывать у людей новую высшую приверженность к интернациональному сообществу, которое выражало бы интересы не национальных государств, а человечества в целом. Американский историк полагает даже, что формирование нового мирового сознания будет происходить по законам гегелевской диалектики: национализм, достигший своего пика в последнюю треть двадцатого столетия, должен уступить место антитезе — интернациональному или мировому патриотизму.

Доводы, которыми оперируют проповедники национального нигилизма, включают и такие суждения: «Как нелепо,— писал А. Тойнби,— что сохранению человеческого рода угрожает наша приверженность этим (национальным.— Э. Б.) эфемерным политическим созданиям. В конце концов мы должны быть сначала людьми, прежде чем мы сможем стать американцами, либерийцами или японцами».

Поход буржуазных идеологов против наций и национальных государств оправдывается необходимостью преодолеть эгоистический национализм и, следовательно, рассчитан на то, чтобы завоевать признание среди тех, кто мыслит широкими, общечеловеческими категориями. Впрочем, о человечестве, о современной эпохе говорится так, как будто бы в мире не существует противоположных классов и общественно-политических систем, а потому и противоположных воззрений по поводу будущего всего человечества. При таком подходе защита «общечеловеческих» интересов без четкого указания на то, кто посягает на эти интересы, неизбежно обернулась бы поддержкой глобальных устремлений международных монополий и стоящих за ними реакционных сил США.

Что касается дилеммы «нация или человечество?», то она поставлена искусственно, потому что нация остается необходимым историческим этапом, неизбежной формой общественного развития. Возникнув на базе определенных общественных предпосылок, она продолжает свое развитие, пока эти предпосылки сохраняются, являясь достаточно устойчивой, а никак не «эфемерной» общностью людей. Нет никаких оснований полагать, что нация стала препятствием для развития человечества, поскольку человечество в данных исторических условиях распадается на нации и вне национальных общностей не существует.

Конечно, международный порядок предполагает подчинение правильно понятых национальных интересов действительно общечеловеческим интересам. Например, защита окружающей среды предполагает коллективные действия всех стран в этом направлении. То же относится к задачам сохранения мира. Но это требует коллективного отпора тем, кто посягает на подлинно национальные интересы, прикрываясь мнимой заботой об общечеловеческих потребностях.

Нередко проповедь космополитизма облекается в демократическую и гуманистическую фразеологию. Его приверженцы твердят о свободном индивидуальном духе, который-де стремится порвать всякие связи с нацией и государством, возвыситься над ними. По форме такие проповеди направлены против известного фашистского довода о том, что «государство, нация и раса — все, индивидуум ничто». Но критика этого и в самом деле человеконенавистнического тезиса должна преодолеть и уродливое превознесение государственного или национально-расового начала и абстрактный подход к личности, ценность которой не в каком-то изначальном духе, а в том, в какой степени ее деятельность воплощает в себе коллективные, общественные потребности.

Космополитические утверждения по форме противостоят национализму. Однако по существу речь идет об отрицании национального фактора вообще, потому что в понятие «национализм» буржуазные идеологи включают и подлинную национальную гордость, патриотизм, которые далеко не всегда имеют националистическую

окраску. Что касается национализма, то он действительно может и должен быть преодолен, но только в ходе борьбы за социальный прогресс и национальную независимость, за демократию и социализм.

Оглавление