Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГЛОБАЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗМ

возник именно в центре Европы? И что освобождение от ига фашистского рабства явилось результатом беспримерного героизма и самоотверженности советских воинов, носителей идей социализма и подлинного гуманизма? Совершенно очевидно, что концепция свободы личности, которую буржуазные идеологи пытаются выдать за исключительное достояние Запада, требует конкретно-исторического подхода. Ее нельзя понять, абстрагируясь от классовых противоположностей современного мира и оперируя абстрактными понятиями «западная», «атлантическая» или «восточная цивилизация». Главная угроза делу свободы ныне исходит от империализма, и прежде всего американского империализма. Социализм же, утверждаясь на любом континенте — в Европе, Азии, Латинской Америке, означает и колоссальный прогресс в деле свободы.

Американский публицист Джеймс Уорбург, критически анализируя в книге «Запад, в состоянии кризиса» внешнюю политику капиталистических стран, приходит к выводу, что страны Запада утратили моральное наследие, позволившее им. претендовать на руководящую роль в мире. «Западный мир, о котором мы любим думать как о «колыбели цивилизации», явился почвой, породившей большинство братоубийственных войн, от которых род человеческий страдал на протяжении последних двух тысяч лет. Роковая слабость западного человека всегда заключалась в его ненасытном стяжательстве и неспособности жить в мире с самим собой... Западный человек мог завоевать уважение и восхищение широких масс населения земли, проявляя глубокое понимание их интересов и сотрудничая с ними. Однако он подорвал свое влияние, действуя эгоистично, с жестокой бессердечностью, попирая принципы морали и религии, которые он так упорно проповедовал».

Не подлежит сомнению, что идея атлантической цивилизации является реакцией на заметное ослабление позиций Западной Европы в первую половину XX века, повлекшее за собой крушение концепции «европоцентризма». «...Этот упадок старой Европы,— писал В. И. Ленин,— означает лишь один из эпизодов в истории падения мировой буржуазии, обожравшейся империалистским грабежом и угнетением большинства населения земли». Но в сознании буржуазных идеологов кризис того, что принято было называть «западноевропейской цивилизацией», отражается как кризис цивилизации вообще. Вот почему наблюдается стремление оживить концепцию «западноевропейской цивилизации» и заставить ее вновь служить интересам империализма, снабдив ее новой этикеткой «атлантической цивилизации».

Примечательно, что буржуазные идеологи не скрывают гегемонию США в этом сообществе. «Какого рода отношения должны существовать между членами Атлантического сообщества, если мы хотим, чтобы они отражали и общность интересов и господствующее положение США внутри ее»,— задается вопросом Г. Моргентау. И отвечает: «Мы должны создать гибкую международную систему, которая подведет общие интересы под общую цель, сольет силы каждой из наций и возложит на них ответственность сообразно с их интересами и им мощью».

Из этого прямо выводится главенство США как державы, обладающей наибольшей мощью в западном блоке и, стало быть, несущей наибольшее «бремя ответственности». Ответственности за что? Этот вопрос не сходит с уст политических теоретиков и государственных деятелей США и других стран. В наиболее общем виде на него дается ответ в присущем американской официальной идеологии духе политической риторики,— «за судьбы мира и свободы во всем мире». Однако такой ответ в сочетании с безудержной гонкой вооружений и вмешательством США во внутренние дела других стран вряд ли обладает убедительностью — это давно уже стало ясным даже ярым апологетам США. Чтобы нация осознала свою ответственность за судьбы всего мира, нужно что-то иное. Отсюда стремление подвести более широкую теоретическую и идеологическую платформу под эти рассуждения.

Миф об Америке как «стране благоденствия» и «широких возможностей» опровергается суровой практикой капиталистической эксплуатации, экономических кризисов, массовой безработицы и инфляции. Одновременно обнажается во все возрастающей мере шаткость фундамента и лицемерие хваленой американской свободы, которая использовалась в качестве центрального довода поборниками атлантической цивилизации.

Оглавление