Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГЛОБАЛИЗМ И ЕВРОПЕИЗМ

XX столетии, если ему суждено стать миром, преисполненным жизни и энергии, должен быть американским веком... нашим веком»,— писал американский издатель. Генри Люс в статье «Американский век», опубликованной в 1941 году в журнале «Лайф».

Доктрина особой «исторической миссии». Америки, уходящая своими корнями в религиозные представления об «особом предназначении» Нового Света, в конечном счете дала пищу нескончаемым, полным риторики заявлениям об американском всемогуществе и «вседозволенности», бремени защиты дела, свободы во всем мире, которое якобы легло на плечи долларового империализма. Как отмечает американский профессор Э. Бэрнс в книге «Американская идея миссии»: «Возможно, никакая другая тема не овладевала умами лидеров нашей нации в такой степени, как идея о том, что Америке принадлежит исключительное место среди наций земли и что ей предназначена «особая судьба».

Движимые антикоммунистическими устремлениями, идеологи «американского господства» в немалой степени способствовали агрессивной и экспансионистской политике, которая характеризует послевоенную историю США. Наряду с «американизмом» в ход была пущена идея «атлантизма», возникшая еще в прошлом веке, но модернизированная и приспособленная к запросам заправил Североатлантического пакта. Упор на общность интересов стран этого блока, столь характерный для американской политической риторики в нынешний период, возник не сразу. Ему предшествовала довольно устойчивая «изоляционистская» традиция, которая была ориентирована на размежевание этих интересов. Но уже во время и в особенности после второй мировой войны правящие круги США отказываются от «изоляционизма» и берут на вооружение теорию «атлантической цивилизации». В развернутой форме эту идею выдвинул в 1944 году американский политический обозреватель У. Липпман.

У. Липпман попытался придать своему предложению характер далеко идущей идейно-политической концепции, привлекая для ее обоснования доводы не только военно-политического, но исторического, географического, культурного порядка. «Атлантический океан,— писал он,— не граница между Европой и Америками. Это внутреннее море сообщества наций, связанных друг с другом географией, историей и жизненной необходимостью». И еще: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции. Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы, проходящие подвижной и спорной полоской в Германии и Центральной Европе, все еще в общем соответствуют границам западной части Римской империи».

В советской научной литературе уже подвергалась критическому анализу эта концепция. Подчеркивалось, что идеологи атлантизма произвольно кроят и перекраивают политическую карту мира, стремясь привлечь к антикоммунистическому альянсу как можно больше стран на различных континентах земного шара и внушить их населению, ЧТО эти страны связывает нечто большее, нежели бесплодная антикоммунистическая доктрина защиты «западной цивилизации» и ее распространения на весь мир. Едва ли есть смысл делать большие экскурсы в историю, чтобы убедиться в шаткости той логической конструкции, которая именуется «цивилизацией» стран, объединенных в Североатлантический военный блок. Речь, конечно, не идет о том, чтобы отрицать тесные, исторические связи между странами Северной Америки и Западной Европы. Они были и есть. Искусственно и совершенно произвольно другое — стремление обособить культуры народов Западной Европы от культуры народов Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, других районов. Совершенно несостоятельно стремление провести водораздел между цивилизациями таким образом, чтобы, скажем, изъять из западной цивилизации такие страны, как. Чехословакия или ГДР, только потому, что они проводят курс, противоположный курсу НАТО.

Проповедники «атлантического сообщества» объявляют исключительной прерогативой западной цивилизации уважение к свободе и человеческому достоинству. Спору нет, Европа по праву гордится традициями гуманизма и свободомыслия, хотя эти же идеи и традиции не менее дороги и народам других континентов. Если же придерживаться фактов, то можно ли упустить из виду то, что кровавый фашистский режим, самый деспотический в истории человечества,

Оглавление