Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Сонм буржуазных теоретиков занят опровержением марксистского положения о национализме как порождении антагонистических общественных отношений. Его объявляют чуть ли не неискоренимым свойством человеческой психики. Так, американский историк Б. Шейфер утверждает в книге «Облики национализма», что национализм «уходит своими истоками в нервные центры людей, он вызывает и приятно волнует их эмоции, он порождает, надежды и уменьшает страхи». Словом, устраняя национализм, рискуете нарушить психическую гармонию человека!

Как видим, за последние десятилетия буржуазные социологи и политологи сделали немалый шаг вперед: они уже в массе своей не апеллируют к расе и крови, подобно своим предшественникам — представителям зоологического расизма, а пользуются более современным «психологическим» языком. Но объективное значение подобного рода «обоснований» неискоренимых межнациональных конфликтов от этого не меняется. Ведь смысл этого теоретического постулата таков: взаимоотношения различных национальных и этнических групп не определяются социально-экономическими условиями и политикой правящих классов, они являются ареной действия стихийных и непознаваемых сил, которые трудно или даже невозможно контролировать.

Несмотря на колоссальные достижения человеческого интеллекта, смело проникающего в тайны Вселенной, открывающего секреты мироздания, область национальных отношений — если верить буржуазным ученым и публицистам — непознаваема. Она остается ареной непрестанной вражды и безудержной ненависти между народами. Так же как это было сто лет назад, буржуазная социология в последней трети XX века вновь прибегает к испытанному средству оправдания иррациональности капиталистического мира — во всем обвиняется «иррациональная» натура человека.

Капиталистические государства стоят перед необходимостью неотложных демократических преобразований

национальных отношений, осуществлению которых противятся империалистические силы. Многие развивающиеся страны переживают еще только период национальной консолидации, задачи которой им приходится решать в сложных условиях экономической и социальной отсталости. И там и здесь прогресс в области национальных отношений может быть достигнут лишь на путях демократии и социализма. Ощутимые результаты, как показывает исторический опыт, могут быть достигнуты лишь тогда, когда борьба за национальный прогресс соединится с борьбой за социальный прогресс.

В противовес такому подходу буржуазные социологи выдвигают «новое истолкование» проблемы наций, которое заключается в раздувании этничности как якобы основного содержания и основного атрибута национальной жизни. Суть дела заключается в поисках неких факторов (географических, культурно-бытовых, психологических), которые, по мысли буржуазных социологов, носят внеклассовый, устойчивый характер и которые можно было бы противопоставить решающим социально-экономическим пружинам жизни нации. На книжном рынке западных стран как грибы после дождя появляются пухлые тома и множество статей, авторы которых ратуют за преодоление «устаревшего» классового деления общества и замену его этническим. В основе этих теорий лежит представление, будто бы присущая всем представителям этноса «сила первородной привязанности», «эмоциональная сплоченность» в настоящее время вытесняет на второй план факторы «нации и класса».

Почему же неким традициям и факторам тысячелетней давности придается большее значение, чем классу и нации? Потому что буржуазным социологам уже невозможно скрыть тот факт, что классовая поляризация наций буржуазного общества достигла небывалого масштаба, в связи с чем общество расколото на большие группы, находящиеся между собой в антагонистических отношениях. В связи с этим и чтобы как-нибудь затушевать эту противоположность интересов, буржуазные социологи апеллируют к этническим связям. «Есть некоторая закономерность,— пишут американские социологи Н. Глезер и Д. Мойнихен,— в том, что формы идентификации, основанные на таких различных факторах социальной действительности, как религия, язык и национальное происхождение, имеют нечто общее между собой, так что их можно объединить одним новым термином — «этнос».

Оглавление