Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Корни национализма, с их точки зрения, заключены не в социальных отношениях, они уходят в человеческую природу. Стало быть, национализм, как порождение психики человека, считают они, непреходящее явление. Национальные конфликты с этой точки зрения неизбежны, ибо с человеческой природой трудно совладать. Поэтому от национализма — идет ли речь о капитализме, социализме или о странах «третьего мира» — невозможно, по крайней мере в нынешний век, найти противоядие. Выхолащивание социальной сущности национальных отношений, национализма, сведение их к абстрактному биологическому или психологическому конфликту — исходная позиция буржуазных теоретиков.

Было бы неверным отрицать, что национализм — это реальный факт мирового развития. Однако он требует социально-классового анализа. Ленинское учение требует прежде всего рассматривать его как одно из направлений буржуазной идеологии. Необходимо, далее, дифференцировать национализм угнетающих и национализм угнетенных наций и видеть в последнем определенное демократическое, антиимпериалистическое содержание. Наконец, ленинская методология учит разграничивать понятия «националистическое» и «национальное». В марксистско-ленинском понимании «национальное» — это неповторимое сочетание естественных и общественных условий жизни исторической общности людей (народности, нации), совокупность созданных ею материальных, культурных и духовных ценностей, а также ассимилированных этой общностью духовных ценностей других народов.

Марксизм-ленинизм, ни в коей мере не отрицая законного и естественного характера национальной гордости, национальных чувств, выступает против их гипертрофии, националистического извращения, которые находят выражение в проповеди национальной исключительности. Важно подчеркнуть, что марксизм как мировоззрение, по существу, непримирим с любым национализмом именно потому, что всякий национализм, даже самый утонченный, «чистенький», включает в себя идею исключительности нации. Марксизм, как подчеркивал Ленин, выдвигает на место всякого национализма интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве.

Софизм буржуазных теоретиков заключается в неправомерном отождествлении понятий «национальное» и «националистическое». Первое, по их словам, автоматически порождает другое. Как же они трактуют природу национального? В чем они видят решающие признаки нации? Забегая вперед, хочется сказать, что это далеко не академический вопрос. Опираясь на ложное определение нации, буржуазные политики и идеологи пытаются отстоять реакционный курс как во внутренней, так и в международной политике.

В чисто теоретическом плане современные буржуазные социологи ничего нового в этот вопрос не вносят по сравнению с тем, что сказал в свое время родоначальник идеалистической теории нации — Отто Бауэр. Они целиком стоят на позициях психологизации и мистификации наций. Можно выделить два направления в характеристике буржуазными социологами сущности нации.

Одно из них, так или иначе признавая существование нации как общности, объективный характер ее признаков, отрицает социальную сущность нации. Признаки нации при таком подходе сводятся к этническим факторам, к оторванным от классовой борьбы, от социальных отношений атрибутам национального самосознания и психологии.

Другое направление, вообще отрицая существование нации как объективной реальности, доказывает, что она представляет собой лишь продукт сознания, эмоций человека либо обусловленный соответствующим типом нервной системы характер поведенческих реакций представителей данной общности.

Усилия буржуазных идеологов направлены на мистификацию нации. Так X. Сетон-Уотсон исходит из того, что «не может быть научного определения понятия «нация». «Все, что я могу сказать по этому поводу,— это то, что нация существует, когда значительное число людей, принадлежащих к какой-либо общности, считают, что они составляют нацию, или ведут себя так, как если бы они составляли нацию»,— заявляет английский ученый. «Что составляет нацию?» — задастся вопросом американский социолог У. Коинор.

Оглавление