Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Буржуазный национализм всегда был и остается одним из важнейших направлений идеологии капитализма. Его смысл состоит в стремлении выдать узкоклассовые интересы буржуазии за общенациональные. С помощью национализма буржуазия раздувает вражду между трудящимися различных наций, мешает росту их классовой солидарности. Она вносит раскол в ряды борцов за свободу, создает идеологические и политические предпосылки для разного рода авантюр и насилия над народами. Старый лозунг реакционеров «разделяй и властвуй» точно выражает классовую сущность этой идеологии.

Марксисты-ленинцы отвергают буржуазный национализм, разоблачают антинародную сущность его конкретных проявлений. Два из таких проявлений уже дискредитировали себя в глазах широких масс. Это расизм — теория о «высших» и «низших» расах и нациях, о биологической предопределенности судеб народов. Это великодержавный шовинизм — доведенная до крайности идея национальной исключительности, соединенная с высокомерием и пренебрежением к другим народам.

Буржуазная идеология, включающая национализм как свою неразрывную часть, претерпела и претерпевает заметную эволюцию.

В широком плане можно сказать, что до победы социалистической революции в нашей стране и установления дружбы народов СССР господствующими направлениями буржуазной идеологии по национальному вопросу были шовинистические, расистские концепции. Именно эти концепции наилучшим образом обслуживали колонизаторов. Они помогали империалистам проводить политику жестокого национального и социального гнета в своей стране ив колониальных и зависимых странах.

Появление Советской страны и тот огромный резонанс, который получили идеи пролетарского интернационализма во всем мире, заставили буржуазных идеологов в определенной степени перестраивать свою идеологию. В дополнение к расизму и шовинизму, что оставалось главным, ведущим направлением в буржуазной идеологии по национальному вопросу, намечается соединение шовинизма с антикоммунизмом. Это соединение, ярким примером которого служила гитлеровская доктрина, рассматривалось в кругах наиболее реакционных идеологов империализма как лучшее средство в борьбе против теории и практики социализма и интернационализма.

Победа над гитлеровским фашизмом и торжество идеологии дружбы и братства народов в огромной степени подорвали расизм и шовинизм как главное оружие империализма. Надо сказать, что хотя расисты не отказались от своего оружия, но все же в послевоенный период отмечается заметное ослабление расистской идеологии.

«Мир 40-х годов,— пишет американский профессор Г. Айзеке в журнале «Форин афферс»,— был еще по преимуществу миром, находящимся под господством Запада, белой расы. Давно установленный порядок, основанный на господстве белых и бессилии небелых народов, был все еще неоспорим, равно как и сопутствующие ему претензии и мифы относительно расы и цвета кожи».

Современный мир, продолжает автор,— «это мир, в котором уже не существует белого господства, по крайней мере в его старых формах. Система власти, которая поддерживала их, рухнула. Его надстройка — представление о «расовом превосходстве» и «неполноценности» — лежит в обломках. В то время как некоторые люди цепляются за эти обломки и вызывающе стоят у ворот своих обрушившихся крепостей, большинство из нас бредут, спотыкаясь, как слепые, пытаясь отыскать новые ориентиры, новые берега, к которым они могли бы пристать под давлением изменившихся обстоятельств». Однако та же классовая слепота не дает возможности буржуазным идеологам найти новые ориентиры.

В послевоенный период доминирующей идеологией мирового империализма стал, как известно, антикоммунизм, направленный против всех сил прогресса. Для борьбы с социализмом, осуществления своих агрессивных устремлений идеологи империализма пытались соединить антикоммунизм с своеобразной разновидностью буржуазного национализма — космополитизмом, национальным нигилизмом. Они проповедовали необходимость отказа от суверенитета наций, от национальной принадлежности, упразднения национальных государств и провозглашения мирового государства, мирового гражданства, разумеется на капиталистической основе и под руководством империализма США.

Оглавление