Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Насколько это показывает практика — несмотря на первоначальные утверждения Карла Маркса,— положение о том, что классовая приверженность превосходит все другие формы приверженности, оказалось в постиндустриальную эпоху мифом. Тенденции мирового развития ясно указывают на то, что в коммунистическом мире, так же как и повсюду, национализм, находящийся на подъеме, является самой могущественной, а вместе с тем самой разрушительной силой двадцатого столетия».

Скажем сразу: солидарность стран социалистического содружества между собой, солидарность революционных сил всего мира с Кубой и Вьетнамом, Анголой и Эфиопией, солидарность народов всего мира в борьбе против империалистической гонки вооружений и порождаемой милитаристской политикой США угрозы новой мировой войны — это не миф, а живая реальность, подтверждающая жизненность идей Маркса, Энгельса, Ленина о пролетарском интернационализме. Прекрасно сознавая это, идеологи антикоммунизма пытаются доказать недоказуемое, выдать желаемое за реальность. К каким же доводам прибегает идейный противник?

Противопоставление классовых интересов, интересов строительства социализма и коммунизма национальным чувствам людей стало излюбленным мотивом всех буржуазных концепций. Пролетарский интернационализм объявляется враждебным делу национальной свободы, его пытаются представить как антипод патриотизма. Расчет идеологов антикоммунизма строится на том, чтобы представить интернациональную солидарность стран социализма чуть ли не как угрозу/национальному существованию этих стран. Главным содержанием потоков националистической пропаганды, обрушивающейся на население социалистических стран, является антисоветизм. Сея отравленные семена недоверия к Советскому Союзу— первой стране победившего социализма, империалисты тем самым рассчитывают ослабить симпатии трудящихся к социализму.

Однако этим расчетам не удастся осуществиться. Народы социалистических стран не забудут, что именно Советская Армия принесла им освобождение от фашистской неволи. Они знают, что именно социализм вывел их на путь экономического подъема и что только благодаря мощи социалистического содружества его члены перестали быть разменной монетой в империалистической политике. Короче: подлинная свобода и суверенитет, прогресс во всех областях общественной жизни — это результат строительства социализма, результат братского сотрудничества с Советским Союзом и другими социалистическими странами.

Сознание этого наполняет национальные чувства граждан социалистического общества новым содержанием. Патриотизм, национальная гордость все более сочетаются с преданностью социализму, верностью принципам пролетарского интернационализма, а судьба родины в сознании подлинных патриотов уже не мыслится в отрыве от судеб социализма в своей стране и в масштабе социалистического содружества в целом. Этой качественно новой стороны национального самосознания в странах социализма не могут понять буржуазные идеологи. Продолжая мыслить старыми категориями национальной узости и эгоизма, они не в состоянии увидеть подлинные мотивы нерушимой интернациональной солидарности, постоянной взаимопомощи, которые утвердились в отношениях между народами социалистических стран.

Область национальных отношений стала ныне одной из главных сфер идейной борьбы двух миров. Враги социализма явно рассчитывают использовать привязанность населения к национальным традициям, глубину национальных чувств и их легкую ранимость, устойчивость националистических предрассудков для противопоставления национальных интересов народов целям коммунистического движения, принципам социализма. Но идеологи империализма вынуждены признать бесплодность открытых попыток поколебать приверженность народов социализму. Отсюда — новая тактика империализма в психологической войне против сил социализма, ставка на то, чтобы вбить клинья между социалистическими странами, посеять между ними рознь и недоверие, изолировать, а затем задушить их поодиночке.

«Самая могущественная и самая разрушительная сила двадцатого столетия» — в такой оценке современного национализма сходятся практически все буржуазные социологи и политологи. Но так ли он могуществен на самом деле? И что имеется в виду, коль скоро речь идет о его «разрушительной силе»? Ведь одно дело, если имеется в виду национализм как источник войн и.вражды между народами, и совсем другое — если он выступает идейным знаменем антиколониальной борьбы.

Оглавление