Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Буржуазные идеологи приписывают всем нациям некое неподдающееся разумному объяснению чувство враждебности к другим нациям. При этом абсолютизируется и распространяется на все формации национальная рознь, порождаемая частнособственническими отношениями, делается попытка ослабить тягу трудящихся к интернациональной солидарности. Исходя из этого, профессор Лондонского университета X. Сетсд-Уотсон заявляет, что выступать против национализма — «значит мало чем помогать человеческому роду».

Буржуазные идеологи объявляют альтернативой национализма не интернационализм, а национальный нигилизм. И поскольку национальный нигилизм, за который ратуют идеологи монополистического капитализма, решительно отвергается в социалистическом мире, коммунистическом движении, в развивающихся странах (а нередко и среди тех или иных буржуазных кругов капиталистических стран), то это изображается как сплошное засилье, «бунт» национализма. Буржуазные ученые не хотят понять, что против национального нигилизма можно выступать не только с позиций национализма, т. е. преувеличения значения национального фактора, но прежде всего и наиболее успешно с позиций пролетарского интернационализма, устанавливающего диалектическую связь интернационального и национального.

Не секрет, что для насквозь космополитичной современной буржуазии и ее идеологов понятия «нация», «национальная независимость», «патриотизм» и «национальная гордость» давно уже утратили какой-либо позитивный смысл. Скажем, заправилы транснациональных корпораций менее всего склонны считаться с национальными границами и национальными интересами. И то и другое для них — сплошной анахронизм. И если к теме национализма проявляется на буржуазном Западе повышенный интерес, то это во многом связано со стремлением буржуазных идеологов отодвинуть на задний план социально-классовые проблемы, объяснить сложные процессы послевоенного развития спонтанным усилением национального и этнического факторов.

Встревоженные не на шутку широкой волной национально-освободительных движений, властным стремлением народов самостоятельно решать свои судьбы — и не только в бывших колониях, но и в самих твердынях империализма,— буржуазные историки, социологи рассуждают о безудержном национализме, непостижимом национальном духе, в котором якобы коренятся причины национальных коллизий. Авторы солидных академических изданий и бесчисленных статей в широкой прессе выступают с новыми оценками и «переоценками» роли национального фактора в мировом процессе.

В полном соответствии с традиционными установками буржуазной социологии национализм рассматривается вне времени и пространства, в отрыве от породившей его почвы, без учета социальных и политических систем, разделяющих современный мир. Уже упоминавшийся Луи Снайдер, рассуждая о всеобщем распространении капиталистического и «социалистического национализма», считает, что в обозримом будущем картина не изменится. «На прямой вопрос, что последует за национализмом, ответ может быть только один — опять-таки национализм!»— читаем мы в его книге «Виды национализма». Недопустимое перенесение на социалистическое общество законов капиталистического строя приводит буржуазного ученого к ошибочному увековечению пороков отжившей свой век системы.

Если обратиться к тому, о чем изо дня в день говорят и пишут идеологи буржуазии, то легко уловить один старый мотив, к которому они обращаются все чаще, противясь всему прогрессивному, новому, что пробивает себе дорогу в мировом общественном развитии. Идет ли речь о все еще не погашенном очаге напряженности на Ближнем Востоке, о европейской или азиатской безопасности, о борьбе африканских народов за ликвидацию наследия колониализма, об обостряющихся национальных конфликтах в развитых капиталистических странах или трудных проблемах многомиллионной армии иностранных рабочих, мы неизменно слышим рассуждения об «извечной ненависти» арабов и израильтян, греков и турок, ирландцев и англичан, англо- и франкоканадцев, аборигенов и иммигрантов, христиан и мусульман, белых и черных — словом, о том, что конфликты между разными нациями и расами — это закон природы и с этим-де нельзя не смириться.

Оглавление