Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Поэтому их уже нельзя рассматривать как взаимоисключающие противоположности в духе буржуазной социологии.

Раскрывая всемирно-историческое значение великих достижений социализма в преобразовании национальных отношений, Постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» отмечает: «На собственном опыте народы Страны Советов убедились: сплочение в едином союзе умножает их силы, ускоряет социально-экономическое развитие... В совместной борьбе за новый, справедливый мир возникли великое братство людей труда, чувство семьи единой, сложилась нерушимая ленинская дружба народов — неисчерпаемые источники созидательного творчества масс».

Острие буржуазно-националистических концепций направлено против марксизма-ленинизма, теоретически доказавшего неизбежность полного торжества идей интернационализма, и социалистической практики в СССР и других братских странах, сделавших это предвидение явью.

Пролетарский интернационализм, под знаменем которого сотни миллионов людей строят новую жизнь, борются за социальное и национальное освобождение, либо игнорируется, либо объявляется устаревшим и антинациональным. В адрес марксизма раздаются обвинения, будто он не смог предвидеть роста национального фактора.

Буржуазные ученые, не обращая внимания на определяющие тенденции мирового развития, злорадствуют по поводу негативных явлений и трудностей, с которыми связано построение нового мира и утверждение интернационального братства народов. Все дело в том, утверждают разного рода марксологи, что марксизм с присущим ему классовым подходом к социальным процессам не в силах оценить глубину «взрыва национализма». История, мол, пошла не по пути нарастания классовой борьбы, она выдвинула на первое место не классовые, а национальные противоречия. «Первейшая ошибка — недооценка национализма — заключена в конечном счете в самих основах марксизма,— утверждает американский социолог Л. Коузер.— Ни Маркс, ни, более того, Ленин не сознавали силы национализма в переходный период между эпохой буржуазного господства и утверждения мирового социализма». «Теория национализма является величайшим пробелом марксизма»3,—безапелляционно заявляет британский политолог Т. Нэирн.

И здесь мы сталкиваемся с другой практической целью распространения подобных концепций — подорвать марксизм-ленинизм, пролетарский интернационализм.

Один из излюбленных идеологических маневров буржуазных теоретиков заключается в отрицании классового характера глубоких конфликтов современного мира. Именно сейчас, когда в сознании народов империализм все теснее и отчетливее связывается с агрессией, удушением свободы народов и их закабалением, буржуазные идеологи пытаются задержать рост социального протеста трудящихся, разжигая националистические эмоции. При этом они используют в своих интересах противоречивый характер развития национального самосознания, объективную сложность национального вопроса.

Укрепление солидарности сил социализма, национального освобождения возможно лишь на основе осознания коренных классовых интересов трудящихся, которые совпадают с их правильно понятыми национальными интересами. Особо важное значение имеет четкое понимание единства классовых и национальных задач трудящимися стран социализма.

Коммунистические и рабочие партии несоциалистических стран стремятся полнее использовать революционный потенциал национальных движений в интересах борьбы за демократию и социализм, парализуя стремление империалистов расколоть и дезориентировать силы социального и национального освобождения, опирающиеся на мировой социализм.

Анализ взаимосвязи классового и национального – одна из актуальных теоретических проблем. Краеугольным камнем марксистско-ленинского учения о национальных отношениях является требование классового, интернационалистского подхода к национальным проблемам. Именно с этих позиций определяем мы место и роль национального вопроса в политике коммунистических и рабочих партий.

Оглавление