Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Вместе с тем, учитывая типичное для политического лексикона буржуазных ученых смешение понятий, «национальное» и «националистическое», вправе ли мы забывать, что под национализм совершенно произвольно подводится и бурный рост национальных чувств, подъем патриотизма, характерный для стран социалистического содружества, которые вместе с социализмом обрели условия для подлинно национального развития? А ведь здесь национальная гордость не противостоит, а сочетается с интернациональной солидарностью народов. Наконец, нельзя не учитывать и различной социальной основы национальных процессов, происходящих в современном мире,— капиталистической, социалистической, докапиталистической. Нетрудно понять, что характер и степень развития национального самосознания, извращенной формой которого является национализм, весьма различны в разных социально-экономических формациях.

Исторический этап, для которого характерен «взрыв национализма», очевидно, сопоставляется с периодом, когда он якобы был менее заметен. Когда же? Не тогда ли, когда Сесиль Роде и подобные ему трубадуры колониализма громогласно разглагольствовали о «бремени белого человека» и цивилизаторской миссии Запада в странах Африки и Азии? Или когда негритянские массы безропотно трудились на плантациях Юга США, не смея не только мечтать о равных правах с белыми, но даже косо взглянуть на своего хозяина? Не в условиях ли германского фашизма, который довел расизм и шовинизм до крайнего предела, а чудовищные спекуляции на национальных правах сделал орудием государственной политики?

Не углубляясь больше в новую и новейшую историю, в которой национализма в тех или иных формах всегда оказывалось в избытке, попытаемся суммировать различные процессы и явления, объединяемые буржуазными учеными в общем и весьма неопределенном понятии «взрыв национализма».

Прежде всего, речь идет о подъеме национально-освободительного движения в странах, боровшихся или борющихся против колониального ига. Это движение действительно проходило и проходит в основном под флагом национализма. Причем этот национализм — национализм угнетенных наций, как уже отмечалось, имеет историческое оправдание и выполняет не только разрушительную роль (ликвидация колониальной системы), но и созидательную миссию — образование молодых национальных государств.

Далее, налицо обострение национального вопроса в развитых странах капитализма, явление, характерное именно для новейшего периода развития этих стран и порожденное, как будет показано ниже, нынешним этапом общего кризиса капитализма. Здесь буржуазному национализму присущи в известной степени антимонополистические демократические потенции, хотя в целом он нередко играет регрессивную роль.

Следующий феномен, который можно оценить совершенно однозначно,— это усиление шовинистических и расистских тенденций в политике правящего класса ряда империалистических держав (ЮАР, Израиль, США, Великобритания и др.), направленных против народов и национальных групп, усиливших борьбу за национальные права и свободы. Это — реакционный национализм худшего вида, к которому действительно приковано внимание всего человечества и который вызывает законную тревогу. Примечательно, однако, что его меньше всего имеют в виду любители порассуждать о «взрыве национализма».

Бесспорно, с указанным видом буржуазного национализма смыкается шовинизм маоистского толка. Его возникновение связано с отказом сторонников маоизма от принципов научного социализма и пролетарского интернационализма, сближением с самыми реакционными империалистическими кругами.

Нет нужды закрывать глаза на временные вспышки национализма в отдельных социалистических странах.

При всей серьезности такого рода процессов важно иметь в виду, что они преодолеваются в результате последовательного интернационалистского курса правящих партий.

В не меньшей степени требуют принципиальной оценки и неустанной борьбы проявления национализма в отдельных звеньях рабочего и коммунистического движения в странах капитала.

Оглавление