Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

И отвечает: «Исходное начало — субъективное, оно состоит в осознании людьми в рамках определенной группы, общности своего прошлого, настоящего— что наиболее важно — своей судьбы». «Нации — это мистические общности»,— вторит ему американский политолог Р. Барнет. С точки зрения буржуазных теоретиков, нация — это нечто, стоящее над классами и общественным строем. Так, А. Смит утверждает, что нация призвана примирить «противоположности», присущие современному обществу. «Нация,— продолжает он,— стремится сочетать и приводить в равновесие конфликтующие социальные нужды и действовать подобно буферу между Сциллой механической бюрократии и Харибдой утопического и анархического иррационализма». Но ведь это старая погудка буржуазных националистов— затушевать разъедающие нацию антагонизмы, доказать возможность классового мира внутри капиталистической нации.

Идеалистическая теория замыкает буржуазных теоретиков в рамках неких неизменных духовных атрибутов, возводит в закон национальную вражду, мешая понять и противоречивую классовую природу нации и те общественные условия, которые определяют ее положение среди других социальных образований.

Сведение нации к индивидуальному или групповому чувству сочетается с отрицанием буржуазными социологами ее объективных признаков. Так, израильский профессор Этингер считает, что «невозможно определить нацию объективными показателями. Слишком часто такие  факторы, как субъективное чувство принадлежности к общине, общей судьбе, единства оказывается более сильным, чем объективные условия». И неудивительно, что отрицание значения таких признаков нации, как общность экономики, территории, предпринимается им в целях искусственного конструирования «единой мировой еврейской нации». Таким образом, вместо реальной общности людей предлагается оперировать мнимой общностью индивидов, связанных якобы мистическими узами. Основываясь на подобных толкованиях нации, проповедник воинствующего сионизма М. Бегин провозглашал: «Из крови, огня, слез и пепла возникает новая человеческая раса, раса, о которой мир ничего не знал в течение последних тысячи восьмисот лет,— раса евреев-борцов». Так, посредством мистификации проповедуется концепция исключительности, расового превосходства израильтян.

В свою очередь, и такое сложное общественное явление, возникающее в условиях эксплуататорского строя, как национализм, отождествляется буржуазной социологией с национальным самосознанием вообще, развивающимся якобы вне времени и пространства. Она приписывает народам «всеобщую тенденцию преувеличивать различия между членами тех или иных культурных и этнических групп» и верить в «превосходство предполагаемых свойств своей группы над предполагаемыми свойствами другой группы» (этноцентризм). Буржуазные теоретики рассматривают этноцентризм (разновидностями которого являются расизм, национализм и т. п.) как «в существе своем психологическое явление, коренящееся в структуре личности» и имеющее, как правило, бессознательный характер. Подлинная социальная сущность нации, а стало быть, и национальных отношений буржуазными идеологами выхолащивается. Взаимоотношения различных национальных групп лишаются объективной основы и становятся ареной действия стихийных и непознаваемых сил. Так, для социальных психологов-идеалистов и борьба негров в Соединенных Штатах Америки за свои права и дикие бесчинства расистов, куклуксклановцев — это равнозначные события, некий абстрактный расовый конфликт, являющийся проявлением необузданной психики людей. Буржуазные ученые всюду ссылаются на взрыв непостижимых иррациональных национальных чувств, причем и угнетатели и их жертвы в равной степени рассматриваются как «страдальцы» или же носители дурных «психических комплексов».

Между тем, отмечал Ленин, «толковать о национальном чувстве, как самостоятельном факторе, значит только замазывать сущность дела». Такие естественные феномены национальной жизни, как национальные чувства, национальная гордость или их извращенные формы (шовинизм, национализм), обусловлены исторически сложившимися условиями жизни людей.

Суть буржуазной постановки национального вопроса, вытекающей из «психологического» его толкования, состоит прежде всего в маскировке социально-экономических корней национального гнета и национализма, в возведении национальной вражды в ранг «естественного» закона общественной жизни.

Оглавление