Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

В этом плане выступали или выступают такие идеологи буржуазного мира, как Арнольд Тойнби, Ганс Кон, Ганс Моргентау и другие. Концепция мирового сообщества, отражающая агрессивные поползновения международных монополий, заключала в себе мечту об «американском веке». Так было вплоть до того времени, когда окрепло социалистическое содружество, когда выросло, усилилось антиимпериалистическое движение, в том числе движение против диктата США в ряде стран Западной Европы. Народы не захотели отказаться от суверенитета ради интересов американских монополий. 50—60-е годы отмечаются стремлением народов укрепить свою политическую, экономическую самостоятельность, противостоять агрессивным требованиям американских монополий.

Космополитизм не оправдал тех надежд, которые на него возлагались. Не говоря уже о решительном протесте, который встретила идея «американского века» в странах социализма, не слышно было аплодисментов по поводу этой идеи и в большинстве стран Западной Европы. И. если говорить о сегодняшнем этапе эволюции буржуазной идеологии в национальном вопросе, то его можно определить прежде всего как сочетание антикоммунизма, антисоветизма и утонченного буржуазного национализма при сохранении в той или иной мере шовинистических идей.. С этих позиций идеологи империализма надеются продолжать борьбу против дальнейшего возрастания влияния мирового социализма и прежде всего Советского Союза —  знаменосца идей коммунизма, пролетарского интернационализма.

Надо сказать, что отношение буржуазных идеологов к национализму далеко не однозначное. Одно дело, когда речь идет о национализме стран, разбивших цепи колониализма. Буржуазные идеологи готовы признать этот национализм как неизбежный продукт современной эпохи, с которым нельзя не считаться. При этом они уверяют, что национализм в странах «третьего мира» есть не что иное, как перенесение «западных» идей — свободы, равенства, братства народов — на почву стран Азии, Африки, Латинской Америки. Иное дело, когда речь идет о национализме в странах Западной Европы.

Достаточно вспомнить, как резко отрицательно реагировали американские буржуазные идеологи и политики по поводу известной концепции, выдвинутой де Голлем, которую он противопоставил американскому гегемонизму. Подобный национализм, имеющий весомые позиции в развитых капиталистических странах и носящий антиамериканское по преимуществу содержание, рассматривается в трудах проамерикански настроенных буржуазных идеологов как движение вспять, как возвращение к эпохе средневековых рыцарей и подвергается яростным нападкам с их стороны.

И наконец, диаметрально противоположное отношение к проявлениям национализма в мировом социалистическом содружестве, в ряде звеньев мирового коммунистического движения. Как это хорошо видно на опыте чехословацких и польских событий, буржуазные идеологи и ревизионисты пытаются представить национализм как синоним свободы, прогресса, возрождения, как последнее слово общечеловеческой цивилизации. Национализм связывается со все еще вынашиваемыми надеждами на реставрацию буржуазных порядков. Этот национализм буржуазные идеологи поддерживают и разжигают.

Итак, от разносной критики национализма или молчаливого его принятия к восторгу перед национализмом — все зависит от практически-политической цели, которую буржуазные идеологи связывают с национализмом. В данном случае в отношении стран социалистического содружества национализм рассматривается как своего рода «троянский конь», с помощью которого буржуазные идеологи думают покончить с солидарностью социалистических стран между собой, с социалистическим строем.

Спекулируя на проявлениях национализма в отдельных социалистических странах и звеньях рабочего движения, идеологи империализма твердят о несовместимости «свободного национального духа» с интернациональными обязанностями. Профессор Мичиганского университета в США К. Боулдинг пытается доказать в книге «Смысл двадцатого столетия», будто понятие «международный пролетариат» является фикцией. В настоящее время, заявляет он, «национальное сознание стало сильнее классового сознания». Нетрудно понять, что все эти рассуждения призваны дезориентировать отряды международного рабочего класса как раз в тот период, когда они настойчиво стремятся к единству и сплоченности.

Оглавление