Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 2. НАЦИЯ И. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Знамя национального и социального освобождения — пролетарский интернационализм — высоко несут марксистско-ленинские партии.

Враги коммунизма пытаются отыскать противоречие между национальными и интернациональными интересами трудящихся. С этой целью они извращают вопрос об отношении пролетарских партий к национализму, ссылаясь на «дуализм» марксистского подхода.

На самом же деле никакого противоречия в позиции марксистов-ленинцев нет. Говоря о буржуазном национализме и пролетарском интернационализме, марксизм-ленинизм всегда подчеркивал диаметральную противоположность этих двух мировоззрений в национальном вопросе. Однако коммунисты против абстрактной постановки вопроса о национализме.

Беспощадно разоблачая всякий национализм, Ленин учил видеть в национализме угнетенных наций определенное демократическое содержание, направленное против империалистического гнета. Это прогрессивное содержание, которым в значительной мере проникнут и современный национализм угнетенных масс народов Африки, Азии и Латинской Америки, коммунисты поддерживают. Но такая поддержка вовсе не означает, что марксисты мирятся с национализмом как идеологией, увековечивающей идею национальной исключительности. В идейном отношении между марксизмом и национализмом нет и не может быть ничего общего. Это тем более важно подчеркнуть, что и в мировом рабочем и национально-освободительном движении находятся люди, пытающиеся соединить социализм с национализмом, а точнее, растворить первый в последнем. Национализм стал общей платформой правого и «левого» оппортунизма, с помощью которого противники марксизма-ленинизма пытаются воспрепятствовать поступательному движению народов к социализму, коммунизму.

В связи с этим требует уточнения проникшая в ряд публикаций формулировка о поддержке коммунистами так называемого прогрессивного национализма. Такая формулировка зачастую упускает из виду то, что в национализме угнетенных наций, кроме прогрессивного содержания, есть и реакционные элементы (концепция национальной исключительности, противопоставление наций, а подчас и идеи антикоммунизма), с которыми марксисты всегда борются.

Коммунисты не только не отказываются от союза с демократическими кругами национально-освободительного движения, но, напротив, всячески борются за этот союз. И эта борьба вовсе не требует от них даже на йоту поступаться принципами пролетарского интернационализма. Важно учитывать, что идеи национализма нередко проникают в сознание борцов за социальное освобождение трудящихся, мешая им видеть интернациональные цели их борьбы.

Природа национализма угнетенных народов требует тщательного изучения с учетом неизбежной его эволюции.

Национализм как знамя новых поднимающихся социальных сил и государств часто имеет антиимпериалистическую и антикапиталистическую направленность. Это свидетельствует о прогрессивных процессах в развитии национальной идеологии, которая все в большей степени проникается социальным содержанием. Не случайно многие прогрессивные деятели пытаются вложить в национализм свои представления (пусть и наивные) о социализме. Сама жизнь связала вопросы национального освобождения с вопросами социального освобождения народов. И поскольку национальное самосознание выступает как одна из ступеней антиимпериалистического, антикапиталистического сознания, постольку от коммунистов требуется внимательное и тактичное отношение к нему, понимание необходимости пробуждения национальной гордости, веками попираемой колониализмом, умение, опираясь на нее, на рост классового сознания, укреплять в массах идеи братства всех революционных сил современности.

Обращаясь к делегатам II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока, В. И.

Оглавление