Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 10. Cоциалистическая интернационализация. несостоятельность антикоммунистических концепций

, общей численностью около 50 миллионов человек, заселяющих районы, составляющие примерно 60% территории страны.

Во многих областях страны до 1949 года неханьское население составляло абсолютное большинство. Эти народы по своему историческому прошлому, материальной культуре и этническим особенностям заметно отличаются от ханьцев. В первые годы существования КНР усилиями китайских коммунистов-интернационалистов была начата большая работа по ликвидации национального гнета, экономическому и культурному развитию неханьских народов. Этому способствовала общая линия на социалистическое развитие, которой в целом придерживалась в то время КПК, широкое сотрудничество с СССР. Были созданы органы самоуправления неханьских народов, развернулась подготовка национальных кадров. Представители неханьских народов привлекались к решению общегосударственных вопросов, избирались депутатами Всекитайского собрания народных представителей, входили в состав руководящих органов власти КНР. В политическом отчете ЦК КПК VIII съезду отмечалось: «Совершенно ясно, что было бы ошибкой считать, что нашу страну можно превратить в великую социалистическую державу лишь усилиями ханьской нации, без активного участия национальных меньшинств в общих усилиях». Решения съезда были направлены на преодоление фактического неравенства неханьских народов, на их экономическое и культурное развитие.

Это были бесспорные марксистско-ленинские положения. Однако позднее, особенно в период «культурной революции», маоисты стали проводить в жизнь идеи, противоречащие марксизму-ленинизму. В ходе «чистки» среди национальных кадров последних необоснованно обвиняли в измене родине, партии, «правом уклонизме» и «буржуазном национализме». Местная национальная автономия была фактически ликвидирована. Началось массовое переселение ханьцев в национальные районы. Создаются новые органы власти — так называемые «ревкомы», органы военно-бюрократической диктатуры маоистов в национальных районах, руководство которыми осуществляют военные ханьской национальности, удар обрушивается и на национальную культуру, полностью прекращается работа по созданию письменности для народов Китая, резко сокращается число изданий на национальных языках.

Отказавшись от принципов ленинской национальной политики и встав на позиции великодержавного шовинизма, сторонники маоизма развернули атаку и на право наций на самоопределение. «Если бы мы признали право наций на самоопределение, — писал один из маоистских теоретиков,— то мы отдалились бы от народных масс различных национальностей, оказались бы изменниками их воли и интересов и тем самым нанесли бы ущерб делу сплочения национальностей...» Таким образом, вопреки ленинизму предоставление права на самоопределение рассматривалось здесь как путь к разъединению, а не сплочению трудящихся масс различных национальностей на подлинно равноправной основе.

Ревизии подверглись и другие стороны марксистско-ленинского учения о нациях и национальных отношениях. Так, положение о расцвете и сближении наций, подтвержденное на опыте СССР и других стран социализма, было подменено суждениями насчет «коммунистической» ассимиляции, слияния наций уже при социализме. «Китайцы составляют 94% всего населения Китая,— писал журнал «Синьцзян хунци» в 1960 году,— и с точки зрения политического, экономического и культурного развития они являются более передовыми. Поэтому слияние национальностей должно осуществляться на основе одной национальности. Говоря о Китае, таким костяком должны быть китайцы».

Маоистские теоретики игнорировали известные ленинские положения о том, что, прежде чем осуществится стирание национальных различий, человечеству суждено пройти длительный период национального развития и что слияние наций в собственном смысле слова — это дело коммунистического будущего. Они выступили против марксистско-ленинского требования недопустимости принудительной ассимиляции народов. «Особенности китайской нации,— писал журнал «Синьцзян хунци»,— превратятся в общие национальные особенности национальных меньшинств». «Это слияние,— заявляла газета «Синьцзян жибао»,— является марксистской и коммунистической ассимиляцией, неизбежной тенденцией развития общества. Кто выступает против такой ассимиляции, тот выступает против социализма и коммунизма, против исторического материализма».

Оглавление