Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 10. Cоциалистическая интернационализация. несостоятельность антикоммунистических концепций

Ленин еще в 1907 году писал, что оппортунистическое крыло социал-демократических партий «забывало, что в конце концов широко принципиальная политика есть единственная, и действительно практическая политика. Оно забывало, что, кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом к шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность».

Анализ антикоммунистической пропаганды, обращенной на социалистический мир, показывает, что главное внимание империализма направлено на раздувание национальной специфики и забвение классового начала, в if1 политике социалистических стран. Выдавая желаемое, Д за действительное, буржуазные ученые следующим образом представляют себе трансформацию политического строя стран, уделяющих первостепенное внимание национальным интересам в их узко понятом смысле, противопоставляемом международной солидарности. «Поднятие национального партикуляризма до уровня официальной доктрины (в форме теорий, проповедующих решающую роль национального суверенитета и этнической солидарности в процессе строительства социализма) ясно указывает на то, что мы имеем дело не просто с тактическим манипулированием национальными чувствами, но с изменением самого облика партии и самих принципов, на которых основана их сплоченность»,— пишет профессор Калифорнийского университета Э. Янос.

Проецируя собственные представления о социалистических странах и их взаимоотношениях на настоящее или будущее, идеологи антикоммунизма направляют стрелы против марксизма-ленинизма как единого интернационального учения.

«Мы вступаем в эру дифференцирования и раскола, в которой под давлением социально-экономических, психологических и расовых различий будет возникать много марксизмов»,— пишет профессор философии Калифорнийского университета Л. Фойер. Профессор Западноберлинского университета Р. Ловенталь делает ставку на «рост разнообразия политического и социального климата» в социалистических странах, на «усиливающееся осознание различия национальных интересов», на «идеологическое соперничество в борьбе за господство в коммунистическом движении».

Идеологи антикоммунизма при этом опираются на тех современных ревизионистов, которые занимаются обоснованием «правомерности» националистических тенденций и дезинтеграции. Так, концепция рыночного социализма, выдвинутая Шиком в Чехословакии, сыгравшая решающую роль в теоретической разработке «чешской модели социализма», недвусмысленно ориентировала страну на выход из экономического содружества социалистических стран. Враждебна интересам народов и выдвинутая левооппортунистическими элементами концепция «опоры только на собственные силы», обосновывающая разрыв объективно необходимых для данной страны международных связей с другими социалистическими странами.

Национализм вырастает на основе противопоставления узкоместнической точки зрения и узко понимаемых национальных интересов общей интернационалистской линии, выражающей коренные, долговременные интересы социализма, коммунистического движения. При таком под, ходе важный и законный принцип уважения самостоятельности и национальной специфики социалистических стран и отдельных коммунистических и рабочих партий рассматривается в отрыве от интернациональных обязанностей пролетариата. Крайней формой национализма являются попытки подчинить интересы развития революционной борьбы в различных странах шовинистическим устремлениям одной страны или партии, проводящей гегемонистскую линию, проповедь мессианской роли отдельных стран. В любом случае это есть отступление отважнейшего ленинского требования «думать не о своей только нации, а выше ее ставить интересы всех...». Идейное родство оппортунизма и национализма, на которое не раз указывал В. И. Ленин, очевидно.

Марксизм-ленинизм как интернациональное учение определяет общие закономерности, без соблюдения которых невозможна борьба за социализм и коммунизм; Вместе с тем само существо этого творческого учения требует конкретного подхода, строгого учета национальных особенностей, без чего не может быть научной политики.

Оглавление