Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Ведь как бы то ни было, а сама жизнь превратила негров в «полулюдей-полуживотных», которых, разумеется, нельзя уже в силу этого обстоятельства пускать в «приличное общество». В социальном плане такое освещение негритянской проблемы, не вскрывающее реальных корней системы расовой дискриминации, может способствовать принятию различных филантропических программ для какой-то небольшой, наиболее неблагополучной части негритянского населения. Но в идеологическом плане такие «анализы» могут способствовать увековечению расистских стереотипов.

«Конечно,— пишет по этому поводу Г. Аптекер,— физический и духовный гнет может сломить отдельного человека, но негритянский народ в целом не сломлен ни физически, ни морально...

Конечно, угнетение причиняет людям страдания, и некоторые становятся его жертвами, деградируют. Но... разве не ясно, что, хотя угнетение и вызывает жертвы, тот, кто страдает,— это не просто жертва, но и борец? Разве у жертвы не рождается протест против такого обесчеловечения, разве он не отвергает всей душой угнетение и не поднимается на борьбу с ним?».

Многие из модернизаторов расизма вообще обходят вопрос о неполноценности и ее истоках. Они делают упор на «исконную расовую ненависть» между белыми и неграми, которая-де препятствует их нормальным взаимоотношениям.

Идеологи расизма пытаются использовать в своих интересах и выводы буржуазной социологии о существе «расовой проблемы», затушевывание ее социально-классового характера.

Отталкиваясь от установок идеалистической социальной психологии, буржуазные ученые выводят расистские и националистические предубеждения из невротического конфликта личности, возникающего, по словам ее представителей, в тех случаях, когда человек оказывается неспособным обуздать свои инстинктивные побуждения и следовать разумным и допустимым с точки зрения общества нормам поведения. С этих позиций, например, влиятельный журнал «Юнайтед Стэйтс ньюс энд Уорлд рипорт», хранитель «стопроцентного американизма», характеризует негритянскую проблему в США, которая, оказывается, вытекает из... предубеждения негров против самих себя. Негры, утверждается в журнале, не заслуживают иного к себе отношения, кроме презрения, так как у них, видите ли, отсутствует самоуважение, их нельзя рассматривать как личности. Больше того, в глубине души негры США якобы согласны с предубеждениями против них. Проповедуя шовинистическое высокомерие по отношению к негритянским массам, журнал взваливает вину за унижения и гнет на самих негров, страдающих от сознания собственной неполноценности.

Сторонники такого подхода часто приходят к тем же выводам, что и проповедники грубого, неприкрытого расизма. Это хорошо показал в одной из своих статей Мартин Лютер Кинг: «Если один человек утверждает, что другой человек ввиду своей расовой принадлежности недостаточно хорош, чтобы иметь одинаковую с ним работу, или обедать рядом с ним, или иметь доступ в те же отели, или учиться в тех же школах, или жить по соседству с ним, он попросту тем самым утверждает, что этот человек не заслуживает права на существование». Уже сама по себе попытка увековечить стереотип негра — «пассивного страдальца» или, наоборот, одержимого эмоциями смутьяна означает клевету на негритянский народ. Замалчивая или извращая подлинную историю американских негров, полную борьбы за свободу и равноправие, выдающиеся способности, мужество и стойкость таких людей, как Фредерик Дуглас и У. Э. Б. Дюбуа, Мартин Лютер Кинг и Анджела Дэвис, шовинистическая печать США тщетно пытается подорвать освободительные стремления негритянских масс, перечеркнуть их бесспорный вклад в социальный и духовный прогресс американского народа.

В нынешних условиях, подчеркивается в новой программе Компартии США, негритянские массы с особой силой проявляют политическую инициативу, возросшую национальную гордость, чувство собственного достоинства наряду с солидарностью с рабочим классом и другими угнетенными народами. Это увеличивает возможности, опираясь на рост классового и национального самосознания негритянского народа, сплачивать его на борьбу против империализма, за свободу и подлинное равенство. Разумеется, борьба против расизма — задача всех трудящихся масс США, независимо от цвета кожи.

Оглавление