Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

В этом смысле огромное значение имеют борьба за высвобождение белых рабочих из-под влияния расовых предрассудков и вовлечение их в борьбу против расистской политики империализма. Сама жизнь связала воедино эту борьбу с борьбой за коренные интересы трудящихся. Последовательная линия против расизма — одно из главных условий успеха в классовой борьбе, без чего не может быть подлинного развития классового сознания, действительно революционной борьбы за социализм.

Не секрет, однако, что отдельные представители негритянского движения США, вставшие на позиции буржуазного национализма, отрицательно или даже враждебно относятся к классовому союзу белых и небелых трудящихся против общего врага — империализма. Так, автор вышедшей в 1970 году в США книги «Расизм и классовая борьба» Джеймс Боггс, хотя и резко осуждает американский капитализм, вместе с тем по существу извращает проблемы классовой борьбы, отрицает роль рабочего класса в борьбе против политики правящих сил капитала. Он утверждает, что врагом негритянского народа является не правящий класс США, а «все белое население Америки, все классы, включая рабочих».

В противовес марксистской точке зрения, вскрывающей прежде всего социально-классовые корни расизма, Боггс трактует негритянскую проблему как чисто «расовый вопрос», проблему эксплуатации черных белыми. Вместо классового союза рабочих независимо от цвета кожи он, фактически, проповедует недоверие и неприязнь к белым рабочим. Популярному лозунгу «Черные и белые, объединяйтесь и сражайтесь!» («Black and white, unite and fight!») он противопоставляет сепаратные действия негритянских масс, направленные против всего остального населения. В том же духе написана книга Роберта Аллена «Непокорные реформаторы. Влияние расизма на американское социал-реформистское движение».

Прежде всего автор делит США на два общества — «белое» и «черное», из которых первое эксплуатирует второе. Но такой подход не дает возможность видеть главное деление американского общества — раскол на белое монополистическое меньшинство и многорасовый рабочий класс. Впрочем, автор, столь схематично представляющий себе взаимоотношения белых и черных в США, идет дальше и пытается критиковать марксистов за пропаганду идеи единства белых и черных трудящихся, заявляя, что белые не пойдут на такой союз, поскольку они-де «материально заинтересованы» в сохранении расизма.

«Если бы расизм был попросту инструментом, с помощью которого правящий капиталистический класс осуществляет раскол рабочих, тогда бы рабочие не были материально заинтересованы в сохранении расизма,— пишет Р. Аллен.— Раз поняв свои подлинные интересы, рабочие должны были бы присоединиться к силам, выступающим против расизма. Но этого, как свидетельствует история рабочего движения, не случилось. Тем не менее коммунистические авторы настаивают на том, чтобы рассматривать белый рабочий класс как носителя подлинного просвещения и братства, как минимум, они требуют признания того, что, как только рабочие усвоят марксизм-ленинизм, расовые антагонизмы немедленно исчезнут».

Оставим в стороне преднамеренно упрощенческую формулу: «как только рабочие усвоят марксизм-ленинизм...», которая превращает в карикатуру действительную зависимость между классовой борьбой и ростом классовой сознательности. Ясно одно: Р. Аллен исходит из определяющей роли расового фактора. Он отрицает антагонистическое противоречие между белыми рабочими и белыми монополистами, стало быть, он отрицает и классовую борьбу в американском обществе, сводя все ее противоречия к расовому антагонизму. На этом основании он проповедует сепаратную борьбу негритянских масс против расизма.

Нетрудно понять, что подобные выступления — независимо от намерений авторов — льют воду на мельницу империалистов, которые более всего страшатся единства трудящихся в борьбе против капитала.

Оглавление