Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Приписывая белому рабочему классу США заинтересованность в расовом угнетении негров, авторы этих выступлений до предела упрощают картину. Ведь дело не только в том, что на долю привилегированной части белых рабочих перепадают крохи со стола предпринимателей. Главное в том, что низкая зарплата негров используется правящим классом как рычаг для снижения общего уровня зарплаты всех трудящихся. От расизма страдают, таким образом, трудящиеся массы в целом. Ясно, что объективно белые рабочие заинтересованы не в дискриминации негров, а в устранении расового гнета. Конечно, не все сознают это, но постепенно по мере преодоления расистских предубеждений эта истина шаг за шагом доходит до сознания всех трудящихся.

Национальный председатель Коммунистической партии США Генри Уинстон, критикуя узкорасовый подход к негритянской проблеме, подчеркивает, что концепция «материальной заинтересованности» белых в расовом угнетении негритянских трудящихся — это как раз та концепция, которую упрямо проповедует правящий класс США и с помощью которой он пытается увековечить действительное неравенство между белыми и черными массами населения. Доказывать, будто белые имеют материальную выгоду от расизма, пишет американский марксист,— значит утверждать, что 180 миллионов белых, подавляющее большинство, не имеют материальной заинтересованности в экономическом и социальном прогрессе, что означало бы отсутствие для них перспективы коренных перемен.

Черное меньшинство само по себе не сможет уничтожить систему рабства. Это могло бы быть достигнуто благодаря осуществлению стратегии, которая сочетала бы заинтересованность всех сил и классов в победе над этой системой. Необходима не отдельная политика для черных, а независимая стратегия освобождения черных как часть широкой антимонополистической стратегии.

Затушевывание классовых антагонизмов американского общества и попытка представить главное противоречие его жизни как абстрактный конфликт между белыми и черными — такова суть буржуазного подхода к проблеме. Новым вариантом этой доктрины является концепция «этничности», разработанная американскими социологами Д. Мойнихеном и Н. Глезером. Их книга «Этничность. Теория и опыт», проникнутая утонченным расизмом и антикоммунизмом, выдвигает вместо классовых противоположностей этнические различия, которые якобы и обрекают небелое население на страдания. Они противопоставляют одну расу другой, всячески выпячивая этнический фактор, вместо того чтобы направить внимание на изучение подлинной противоположности между многорасовым и многонациональным рабочим классом и угнетенными меньшинствами, с одной стороны, и белым правящим классом — с другой.

Рассмотрим, однако, какими доводами обосновывается новая, более эффективная политика монополий, вытекающая из концепции этничности. Мойнихен и Глезер заявляют, что бессмысленно выдвигать и поддерживать требования от имени таких больших и разрозненных групп, как «рабочие», «крестьяне», «белые воротнички». Если даже какие-либо уступки и делаются таким группам, то они неизбежно распыляются и порождают инфляцию, которая оставляет положение таким же, каким оно было. «В целях достижения стратегического эффекта необходимо добиться разделения, выдвигать требования от имени групп достаточно малых, чтобы сделать возможные уступки значительными, и, равным образом, достаточно малых, чтобы ощутить какую-то выгоду от сделанных уступок»,— рассуждают авторы книги «Этничность». Короче говоря, «новая политика», которую в последней трети XX столетия рекомендуют американские социологи правящему классу самой могущественной страны империализма, на деле означает возобновление старой-престарой политики «разделяй и властвуй». В самом деле, эта политика направлена на то, чтобы разъединить, расколоть рабочий класс, не допустить совместных действий всех социальных и национально-расовых групп.

Насколько «эффективна» эта политика («эффективна», разумеется, как средство империалистической политики), видно из следующего примера, приводимого в книге Г. Уинстона «Класс, раса и освобождение черных». Касаясь программ борьбы с нищетой, правительственные чиновники, как раз отталкиваясь от концепций этничности, нашептывали черному населению, что пуэрториканцы хотят слишком многого, в то время как пуэрториканцев убеждали в том, что «все» идет черным.

Оглавление