Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

XX столетия развернули широкую пропаганду «всемирной еврейской нации» или «народа». Уже в то время В. И. Ленин вскрыл антинаучность и политическую вредность этой концепции. Ленин исходил из того, что падение средневековья и развитие политической свободы в Европе шло рука об руку с политической эмансипацией евреев. В этих условиях всякая проповедь еврейской национальной обособленности и исключительности, которая и выражалась, в частности, в идее еврейской нации, создавала прямо или косвенно настроение, враждебное ассимиляции, настроение «гетто», что противоречило интересам еврейского пролетариата.

Таинственные религиозные верования, а также особое экономическое положение евреев, находившихся, как правило, за «чертой оседлости» («гетто») создавали возможности для дикой и разнузданной травли евреев еще с давних времен. В условиях капитализма парии капиталистического общества — мелкие производители, ремесленники, мелкие торговцы и т. д.— под воздействием коварной пропаганды видели именно в еврейских конкурентах источник своих трудностей и обнищания. Эти настроения в какой-то мере охватывали и пролетариев, страдавших от эксплуатации и безработицы. Определяя сущность антисемитизма как идеологии, чуждой и враждебной рабочему классу, Ленин в записанной в 1919 году на граммофонную пластинку речи говорил: «Антисемитизмом называется распространение вражды к евреям. Когда проклятая царская монархия доживала свое последнее время, она старалась натравить темных рабочих и крестьян на евреев. Царская полиция в союзе с помещиками и капиталистами устраивала еврейские погромы. Ненависть измученных нуждой рабочих и крестьян помещики и капиталисты старались направить на евреев. И в других странах приходится видеть нередко, что капиталисты разжигают вражду к евреям, чтобы засорить глаза рабочим, чтобы отвлечь их взоры от настоящего врага трудящихся — от капитала...

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики,— их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты, как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы».

Будучи величайшим знатоком национального вопроса, Ленин учитывал не только социально-экономические корни национальной дискриминации и национальных коллизий, но и факторы социально-психологические, формировавшие в течение долгих веков выгодное для господствующих слоев общества неприязненное отношение к евреям, которое реакционные силы использовали в качестве своего рода громоотвода накопившейся социальной неудовлетворенности и неосознанного подчас социального протеста в среде наиболее отсталых масс трудящихся. Полностью преодолеть веками складывавшиеся негативные установки в отношении евреев можно было, лишь покончив с их обособленным существованием в капиталистическом обществе. «Враждебность к инородным слоям населения может быть устранена,— говорит В. И. Ленин, приводя известное замечание К. Каутского,— «только тем, что инородные слои населения перестанут быть чужими, сольются с общей массой населения. Это единственно возможное разрешение еврейского вопроса, и мы должны поддерживать все то, что способствует устранению еврейской обособленности».

С точки зрения идеологов сионизма, нация — это не социальная, а биологическая или биопсихическая, а также духовная общность. Все евреи, живущие на земле, считаются потомками древних евреев, и у них общая религия, элементы общей культуры, якобы общий психологический склад. Более того, послушать сионистов, так выходит, будто евреи образуют особую группу, поскольку их объединяют какие-то мистические связи, которые не способны понять или разделить неевреи.

«Короче говоря,— пишет X. Лумер,— сионизм утверждает, что существует непреодолимый разрыв между евреями и неевреями. Он по-своему поддерживает расистскую доктрину, антисемитов — евреи по сущности своей отличаются от других народов и, следовательно, не могут быть абсорбированы ими».

Оглавление